Кто выпускает самолеты ssj 100. Сухой Суперджет: Что это? Расположение лучших мест

Май 2000

Создано Закрытое акционерное общество «Гражданские самолеты Сухого» (ЗАО «ГСС») для реализации проекта регионального гражданского самолета-первого в современной России и конкурентного на мировом рынке. ЗАО «ГСС» приступило к проектированию лайнера и формированию уникальной международной команды партнеров и поставщиков, необходимой для реализации своего проекта - RRJ60/75/95

Декабрь 2002

Победителем тендера на разработку и поставку силовой установки для самолета RRJ95 стал SaM146 (совместная разработка «Snecma» и НПО «Сатурн»). Новый модульный двигатель SaM146 , созданный специально для самолета SSJ100, сочетает в себе успешный опыт применения CFM56 с использованием современных технологий и сокращением количества компонентов на 20%, благодаря чему значительно снижаются затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание при достижении высоких эксплуатационных характеристик и показателей надежности.

Летно-технические характеристики самолета RRJ60/75 согласно анализу авиакомпаний предполагаемой сети маршрутовбыли признаны экономически не эффективными, а дальнейшее развитие получил проект самолета RRJ95

Октябрь 2003

В результате тендеров на поставку основных систем самолета SSJ 100 были определены основные поставщики комплектующих, среди которых Thales - авионика, Messier-Bugatti-Dowty (Safran group) - шасси, Honeywell - вспомогательная силовая установка, Liebherr – система управления полетом, Intertechnique – топливная система, Parker - гидравлическая система, B/E Aerospace – интерьер и другие компании.

Февраль 2005

Создан Комсомольский филиал ЗАО «ГСС» для реализации процесса окончательной сборки самолета. В рамках реализации проекта была проведена комплексная программа техперевооружения заводов в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске. В его производстве применяются ранее не использовавшиеся в отечественном самолетостроении технологии, такие как бесстапельная сборка, автоматическая стыковка агрегатов планера, автоматическая клепка и целый ряд других.

Август 2005

Подписан государственный контракт на выполнениеопытно-конструкторских работ по Программе Sukhoi Superjet 100 в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России с 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.».

ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» становится стартовым заказчиком программы SSJ100 и приобретет 30 самолетов семейства

Июль 2006

В рамках международного авиакосмического салона «Фарнборо» 17 июля 2006 г было представлено новое название самолётов RRJ95 – с этого дня он носит названиеSukhoi Superjet 100.

Август 2007

ОАК, «Сухой» и «Finmeccanica», а также «ГСС» и Alenia Aeronautica подписали Генеральное Соглашение, направленное на Стратегическое Партнерство в рамках проекта создания самолета Sukhoi Superjet 100

ОАО «Компания «Сухой» и Alenia Aeronautica объявили о создании совместного предприятия - SuperJet International (SJI) для обеспечения кастомизации, обучения экипажей, глобального послепродажного обслуживания и поставок самолета Sukhoi Superjet 100 в Европу, Америку, Океанию, Африку и Японию.

При этом, основными задачами ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» являются разработка, сертификация и производство самолетов Sukhoi Superjet 100, а также продажи в России, странах СНГ, Китае, Индии, на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии.

В Комсомольске-на-Амуре состоялась первая публичная презентация летного самолета SSJ 100 – выкатка.

В Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет первого опытного образца самолета Sukhoi Superjet 100 Лайнер поднялся на высоту 1200 метров, совершил 4 прохода над взлетно-посадочной полосой, сделал «коробочку» и успешно приземлился. Полет длился 65 минут. Пилотировали самолет Старший летчик-испытатель Александр Яблонцев и летчик-испытатель Леонид Чикунов

Январь 2011

Sukhoi Superjet 100 получил Сертификат типа Авиарегистра Межгосударственного авиационного комитета (МАК), который подтвердил соответствие типовой конструкции самолета нормам авиационных правил и позволил начать коммерческую эксплуатацию самолетов в парке стартовых заказчиков.

Апрель 2011

Самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Армавиа» выполнил первый коммерческий пассажирский рейс по маршруту Ереван-Москва.

Июнь 2011

Авиакомпания «Аэрофлот» выполнила первый коммерческий рейс на самолете Sukhoi Superjet 100 по маршруту Москва - Санкт-Петербург.

Февраль 2012

Европейское агентство по авиационной безопасности EASA выдало Сертификат типа на самолет Sukhoi Superjet 100. Этим сертификатом подтверждается, что компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) продемонстрировала соответствие самолета SSJ100 действующим требованиям EASA к летной годности и воздействию на окружающую среду. Сертификат EASA позволяет европейским авиакомпаниям и авиакомпаниям государств, в которых нормы EASA приняты в качестве стандарта, получать и эксплуатировать самолеты SSJ100. Sukhoi Superjet 100 стал первым российским пассажирским авиалайнером, сертифицированным в соответствии c авиационными правилами CS-25 EASA.

Июнь 2013

В рамках 50-го Международного Парижского авиасалона SuperJet International (SJI) – совместное предприятие Alenia Aermacchi (ранее Alenia Aeronautica) компании Finmeccanica и ОАО «Компания «Сухой» (ОАО «ОАК») - передали мексиканской авиакомпании Interjet первый Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Первому заказчику в западном полушарии.

Август 2013

Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) выдал Дополнение к Сертификату типа на самолет RRJ-95LR-100 – Sukhoi Superjet 100 увеличенной дальности. Сертификат типа АР МАК позволил начать коммерческую эксплуатацию SSJ100 LR российскими авиакомпаниями.

Март 2014

С тартовый эксплуатант самолетов Sukhoi Superjet 100 увеличенной дальности авиакомпания «Газпром авиа» ввела в коммерческую эксплуатацию самолет данного типа. Первый рейс выполнялся из аэропорта «Внуково» в аэропорт «Советский».

Сентябрь 2014

В рамках международной выставки бизнес авиации «Jet Expo» был представлен самолет SSJ 100 с VIP компоновкой пассажирской кабины.

Ноябрь 2014

Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) подтвердил возможность установки на самолет Sukhoi Superjet 100 интерьера пассажирской кабины повышенной комфортности. Одобрение главного изменения типовой конструкции самолета Sukhoi Superjet 100, выданное АР МАК, подтвердило возможность безопасного выполнения полетов на данном типе воздушного судна в предъявленной на сертификацию VIP компоновке.

История продолжается….

Гордость российской авиапромышленности, инновационная разработка, на которую правительство возлагает большие планы – всё это о модели современного самолёта «Сухой Супреджет-100».

Несмотря на то, что модель имеет ряд недостатков, она является следующим шагом в развитии отечественных пассажироперевозок на небольшие расстояния.
При условии ответственного развития и доработок, он имеет все основания получить звание лучшего в своём классе.

История создания

Начало работ над созданием прототипа первого «Суперджета» было после победы проекта PRJ в конкурсе на получение лицензии для разработки.

В феврале 2006г. компания приступила к сборке первой модели SSJ, а ровно через 1 год модель была доставлена из Комсомольска-на-Амуре на полигон в Жуковском с целью презентации и проведения контрольного статического испытания.

В феврале 2008 г. была произведена первая проверка работоспособности силовой установки, её совместимости с другими системами. Ещё через 2 месяца Sukhoi Superjet- 100 был опробован на взлётно-посадочной полосе.

Проверку перемещения и рулевого управления модель прошла успешно.

Осенью этого года SSJ- 100 подвергся проверке, касающейся сертификации в межгосударственном авиационном комитете и прошел ресурсные испытания.

24. 12. 2008 г. под управлением летчика-испытателя Л. Чикунова и Н. Пушенко, авиалайнер поднялся в воздух более чем на 2 часа. Высота, на которую поднялась модель достигала 6 км.

Результаты проверок ЦАГИ были получены в 2010 г, в результате чего ЗАО » получило лицензию на производство данной модификации. 19 апреля первый опытный образец был подарен армянскому авиаперевозчику «Armavia», который успешно эксплуатирует его для своих нужд.

Конструкция

Турбовентиляторный силовой агрегат SaM146 российско-французской компании Power Jet, установленный с двух сторон корпуса, обеспечивает безупречную работу модели. План самолёта «Сухой Суперджет» ничем не отличается от стандартных классических норм аэродинамики, представляя собой обычное ближнемагистральное пассажирское судно.

Стреловидная форма крыльев, оснащенных закрылками с одной щелью, носовой обтекатель, многие механизмы и детали – всё это изготавливается из композитных материалов.

Управление лайнером осуществляется с помощью сайдстика, установленного вместо штурвала, что в отечественных разработках используется впервые.

Механические амортизаторы для безопасности посадки не устанавливаются, так как вместо них конструкторы применили автоматическую защиту от касания хвостовой частью посадочной полосы.

Схема салона

Производитель комментирует схему салона такими словами: «Места в нашем самолёте «Сухой Суперджет- 100» спроектированы таким образом, что на первый план поставлен наибольший комфорт и безопасность, созданная беспрецедентными характеристиками. Таким образом, пассажир, прилетевший на большом авиалайнере для дальнемагистральных полётов и пересевший в небольшой региональный, практически не почувствует разницы.


Конструкция салона эконом класса в сравнении размеров идентична «Боингу» или «Аэробусу». Расстояние в ногах позволяет спокойно расположиться и разогнуть ноги даже высоким людям, а полка для размещения багажа на 50 л, и вовсе бьёт все рекорды.

Дополнительно это является достоинством благодаря тому, что нет необходимости сдавать сумку или чемодан в багаж, а затем ожидать её получения по прибытии.»

Расположение мест в самолёте «Сухой Суперджет» спроектировано таким образом, что здесь имеется 2 категории: эконом и бизнес-класс.

Недорогой салон имеет 75 посадочных мест против 12 в более дорогом классе.

Отдельно следует упомянуть расстановку кресел, они размещены таким образом, что с одной стороны по борту в одном ряду 3 штуки, через проход по второму борту – 2. Туалеты находятся в передней и задней части.

Расположение лучших мест

Общая вместимость салона может существенно отличаться в зависимости от выбранного места. Наиболее удобные в эконом классе находятся в 6 ряду. Здесь больше места для ног, так как нет кресел впереди.

Остальные считаются относительно удобными, во многом отличающимися от своих «одноклассников», использующихся в региональной авиации. Величина расстояния между соседними сиденьями составляет 81 см.


Противоположная ситуация касается последнего ряда, установленная сзади перегородка не позволяет полностью откинуть спинку и расположиться с максимальным комфортом.

Кроме этого, строение салона самолёта имеет некоторые особенности, касающиеся практически всех мест в любом общественном транспорте. Поэтому их желательно учитывать, выбирая место:

  1. Кресла, расположенные возле иллюминатора, отличаются тем, что в течение всего полёта можно любоваться открывающимися видами (при условии дневного перелёта и ясной погоды). Однако выбираться из него неудобно, придётся беспокоить соседнего пассажира;
  2. Сиденья, установленные рядом с проходом, имеют совершенно противоположные характеристики. Выйти в туалет с них легко, не нужно никого просить пропустить вас. Но, довольно часто могут беспокоить проходящие бортпроводники, развозящие на тележках продукты и воду, а также пассажиры и сосед, которому нужно выйти.

Общие технические характеристики

Одно из основных отличий, которое имеет «Сухой Суперджет- 100»– это производство с использованием современных технологий и инновационных проектов.

Благодаря этому, некоторые технические характеристики кардинально отличаются от аналогов, выпускаемых ранее.
Ознакомиться с ними можно с помощью таблицы, приведённой ниже:

Характеристика Величина/ описание
Длина, м 29,95
Высота, м 10,29
Размах крыльев, м 27,85
Диаметр фюзеляжа, м 3,25
Максимальный взлётный вес, кг 45 890
Максимальный посадочный вес, кг 40 000
Вес пустого самолёта, кг 24 240
Оптимальная скорость, км/ч 820
Максимальная скорость, км/ч 870
Высота полёта, м 12 100
Дальность полёта, км 3 050
Количество пассажиров, чел 98
Длина пробега, м 1 620
Количество экипажа, чел 2+2

Благодаря своим особенностям, «сотка» может эксплуатироваться на взлётно-посадочных полосах всех типов.

Кроме этого, авионика модели позволяет выполнять данные действия даже в сложных метеорологических условиях.

Кроме этого, цена билетов на небольшой самолёт невысока, что делает его более популярным для использования в региональных перевозках.

Модификации семейства Super Jet- 100

По состоянию на ноябрь 2017 г. произведен 151 самолёт «Сухой Суперджет- 100». Однако это касается не только одной модели, а всей серии, разработанной на единой базе.


Всего на данный момент известно 7 различных вариаций, предназначенных для различных целей:

  1. Самолёт «Сухой Суперджет-100 В» – стандартный вариант, с которого началась история модели;
  2. Модель 100 В-VIP – административно-деловой вариант, разработанный на базе основной модели. На данное время 2 машины эксплуатируется в СЛО «Россия» и 1 в авиакомпании «РусДжет»;
  3. 100 LR (Long Range) – отличается увеличенной дальностью полёта, достигающего 4 500 км;
  4. 100 LR-VIP – административно-деловой вариант с увеличенным расстоянием полёта. Произведено 5 единиц техники (2 МЧС, 2 Королевский двор Тайланда, 1 казахский филиал швейцарской компании);
  5. 100 SV – модель находится на стадии разработки, производитель обязуется представить опытный образец с увеличенным фюзеляжем и большей пассажировместительностью в 2018 г;
  6. Sukhoi Business Jet, или SBJ – предназначается для перелётов важных лиц. Отличается повышенным комфортом. Внутренняя отделка салона выполняется по индивидуальному заказу. На сегодняшний день единственным обладателем такой модели является казахский МЧС;
  7. Sportjet by Sukhoi – модификация, предназначенная для перевозки спортсменов, планируется начать серийное производство к началу ЧМ по футболу 2018 г.

Из всего количества выпущенных самолётов «Суперджет» только 117 единиц передано заказчикам, остальные находятся в ангаре производителя или находятся в Жуковском на статических испытаниях.

Достоинства самолёта

Как говорилось ранее, «Сухой Суперджет- 100» производится с применением современных технологий, что позволяет говорить о его высоком качестве, надёжности и безопасности.

Основные конструкции спроектированы таким образом, что эта модель является единственной прошедшей сертификацию по мировому стандарту. Помимо этого, в момент разработки самолёта учитывались не только технические требования, но и пожелания и рекомендации будущих заказчиков.

Это позволило максимально приблизить конструкции Павла Сухого к идеальному варианту.

Достоинства разделяются на полученные от пассажиров и эксплуатационные, те которые затрагивают пилотов и собственников, занимающихся обслуживанием. Если рассматривать положительные характеристики самолёта от путешественников, можно отметить следующие:

  1. Удобная схема самолёта;
  2. Салон, отличающийся шириной и простором;
  3. Удобно установленные мягкие пассажирские кресла;
  4. Современное производство и использование при производстве современных отделочных материалов.

Однако, несмотря на многочисленные положительные отзывы, часто слышится мнение о том, что модель требует существенных доработок. Может быть, именно это становится причиной того, что большую часть своего времени модель находится на земле, а в момент перелётов салон заполняется не более чем наполовину.

Недостатки самолёта

Серьёзным ударом по имиджу марки стала трагедия, произошедшая в момент пробного показательного полёта над Индонезией.

В результате аварии погибли 45 человек, некоторые из которых могли стать потенциальными заказчиками. Хотя в результате проведения экспертизы, причиной столкновения с горой стало не техническое состояние самолёта, а ошибочные действия экипажа, мнение о «Superjet- 100» у многих изменилось, а компания-производитель потеряла большое количество заказов.


Большая часть списка произведённых самолётов модели «100» и «95» имеют примечания, касающиеся частых проблем, возникающих с завидной постоянностью. Это может объясняться тем, что «Суперджет» является новой разработкой, которая, как и все новинки имеет технические ошибки, проявляющиеся только в период длительной эксплуатации.

Другой вариант– это российская сборка. Данного факта для некоторых заказчиков достаточно для отказа в покупке.

Если обратиться к статистике, налёт моделей не превышает 3 – 4 часов в сутки. Единственный положительный коэффициент показывает авиакомпания «Якутия» с временем более среднего – 6,5 часа.

Причиной низкой популярности является высокая стоимость запасных деталей, производство которых не выгодно для изготовителя ввиду малого количества самолётов.

Многие пассажиры замечают конструкторскую особенность «Суперджета»– низкое расположение иллюминаторов. Для того чтобы посмотреть в них, взрослому человеку приходится сгорбиться или съехать вниз, что не совсем удобно. Кроме этого отмечен ещё ряд неприятных сюрпризов модели:

  1. Сильная вибрация пола;
  2. Плохая шумоизоляция;
  3. Отсутствие индивидуальной вентиляции;
  4. Плохая компоновка аварийных выходов, которых очень мало.

Несмотря на отличающуюся динамику достоинств и недостатков модели, она является национальной гордостью, так как это единственный самолёт спроектированный после распада Советского Союза, при этом отвечающий всем международным требованиям. Тем более что, несмотря на описание «Суперджета-100», как модели имеющей ряд недоработок и постоянно требующей вмешательства техников, он не имеет случаев, радикально характеризующих опасность модели.

За весь небольшой срок использования с самолётом не было ни одной серьёзной поломки, повлекшей гибель людей. Случай, произошедший в Индонезии в расчёт не принимается, так как он произошел по другой причине.

Видео

19 мая 2008 года поднялся в воздух первый опытный самолёт Сухой Суперджет 100 с бортовым номером 97001. 31 января 2015 года началась стыковка составных частей сотого по счёту Суперджета, строительство которого завершилось во втором квартале 2015 года, а 6 октября того же года после покраски и установки интерьера в Ульяновске лайнер с бортовым номером RA-89059 (на фото) был передан «Аэрофлоту», в парке которого этот самолёт стал 27-м. Всего же на 1 марта 2016 года у «Аэрофлота» уже 29 Суперджетов. А на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре идёт сборка 109 лайнера (март 2016).

Серийная сборка SSJ 100 началась в 2010 году, когда было выпущено два первых самолёта. Количество изготовленных лайнеров по годам распределяется следующим образом:

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 заказ/сборка
выпущено 2 5 12 24 35 18 3 7
летает 1 3 7 20 31 15 2

Ещё шесть лайнеров были выпущены в предсерийной партии для проведения наземных и лётных испытаний, в таблицу не включены.

Таким образом, максимальное количество выпущенных за год машин - 35 единиц пришлось на 2014 год, когда Евросоюз и США объявили о начале санкционной истерики в связи с воссоединением Крыма с Россией. В то же время, сокращение объёмов производства SSJ 100 в 2015 году было запланировано заранее, чтобы привести его в соответствие с количеством имеющихся заказов. Как ранее заявляли в компании ГСС, в 2016 году планируется выпустить 20 самолётов и передать заказчикам 31 машину. Всего же за 5 лет - с 2010 по 2015, не считая самолётов опытной партии, было изготовлено 103 машины.

Много это или мало?

После развала авиационной промышленности СССР, самолёт SSJ 100 является пока единственным гражданским самолётом в России, который был спроектирован, испытан, сертифицирован и запущен в массовое производство.

Для примера рассмотрим статистику выпуска самолётов в СССР:

Ил-18 Ил-62 Ил-86 Ту-114 Ту-154 Ту-134 Як-40 Як-42 Ан-24 SSJ 100
Годы выпуска 1957-1973 1966-1995 1979-1997 1959-1964 1970-1998 1966-1989 1966-1981 1977-2003 1962-1979 2010-2015
Кол. пассажиров 80-122 168-195 350 170-220 164-180 80 27-40 120 52 95
Всего произведено 564 292 106 32 918 854 1011 183 1367 103
В среднем за год 35 10 6 6 33 37 67 7 80 21

Суперджет 100 - самолёт региональный. По своему назначению и пассажировместимости его можно сопоставить с Ту-134 или Як-42. Як-42 - один из последних представителей советской региональной авиации, создавался на замену Ил-18 и Ту-134. Он имеет несколько большее количество пассажирских кресел, чем другие самолёты этого же класса - 120 мест, что объясняется увеличением пассажиропотока на авиалиниях внутри страны в последние два десятилетия существования СССР.

Этот самолёт, однако, не смог заменить Ту-134 несмотря на то, что Як-42 был достаточно современной машиной своего времени. Развитию этого проекта помешала авиакатастрофа 1982 года в Белоруссии, из-за чего производство самолёта было приостановлено на два года. Распад СССР, резкое сокращение коммерческих пассажирских перевозок и вытеснение отечественных самолётов закупками зарубежных авиалайнеров отрицательно сказалось на дальнейшей судьбе самолёта.

Сегодня SSJ 100 находится совершенно в иной ситуации. Во-первых, это проект коммерческий, рассчитанный на заказы не только российских, но и зарубежных авиакомпаний. Во-вторых, всем понятно, что необходимо возрождать отечественное гражданское авиастроение. Зависимость от иностранных поставщиков пассажирских самолётов оказывает негативное влияние на коммерческую деятельность авиакомпаний и не позволяет обеспечить жителей России недорогими авиаперевозками на загруженных направлениях, увеличивая социальную напряжённость в обществе. Яркий пример - прекращение деятельности низкобюджетного авиаперевозчика "Добролёт", против которого 30 июля 2014 года были введены санкции Европейского Союза за полёты в Симферополь, после чего 3 августа авиакомпания была вынуждена прекратить выполнение всех своих рейсов, а в июле 2015 года была ликвидирована.

Поэтому, усреднённый показатель - 21 авиалайнер в год, с одной стороны - не так уж и мало, но с другой, этого количества явно не хватит, чтобы хотя бы в ближайшее десятилетие потеснить с нашего рынка региональные самолёты Bombardier и Embraer, не говоря уже о Boeing 737 и Airbus 319/320.

Учитывая, что проект Суперджет 100 - коммерческий, то и количество выпускаемых самолётов диктует рынок, наличие заказов, да и производственные возможности авиазавода в Комсомольске-на-Амуре имеют свои ограничения - мощности сборочной линии SSJ 100 на КнААЗ рассчитаны на выпуск до 50 воздушных судов в год.

Какие перспективы у Суперджета?

Кроме "Аэрофлота", лайнер успешно эксплуатируется в российских авиакомпаниях "Газпромавиа", "Центр-Юг", "Якутия", Red Wings и в мексиканской Interjet, подписан контракт на поставку 15 лайнеров (+опцион на 16) ирландской компании CityJet, разрешение на эксплуатацию SSJ 100 в феврале 2016 года получила ещё одна российская авиакомпания "ИрАэро" . Летать самолёту зачастую приходится в сложных климатических условиях. Поэтому в ЗАО «ГСС» постоянно работают над расширением условий эксплуатации самолёта.

Планируется увеличить допустимую температуру эксплуатации лайнера до +50 o С (сейчас - до +45 o C). "Суперджет" уже успешно прошёл испытания в Арабских Эмиратах, где требуются экзотические характеристики по возможностям взлёта и посадки с очень короткой полосы (от 1600 метров). Намечена сертификация дополнительных топливных баков, которые увеличат дальность полётов бизнес-версии самолёта до 7 тысяч километров. Сейчас, в зависимости от модификации, "Суперджеты" летают на 3–4,5 тысячи километров.

В начале 2016 года поставлены два борта МЧС России, есть соглашение о намерениях, предусматривающее передачу в 2016–2025 годах еще 8 самолётов.

В "Суперджете" впервые на постсоветском пространстве сертифицирована вертикальная навигация. Можно предварительно запрограммировать ограничение по высоте. Кроме того, 29 января 2016 года стало известно, что Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) одобрило расширение сертификата типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК), подтверждающее способность самолёта Сухой Суперджет 100 совершать посадку в автоматическом режиме в соответствии стандартам CAT IIIа ICAO.

Дополнено 25 мая 2016 г.:
24 мая в Венеции (Италия) в центре кастомизации компании SuperJet International (SJI) прошла торжественная церемония передачи первого самолёта SSJ 100 для ирландской авиакомпании CityJet - первому европейскому эксплуатанту самолётов данного типа.

Всего авиакомпания CityJet, базирующаяся в Дублине, заказала 15 самолётов SSJ 100, в 2016 году она получит три из них, также предусмотрены два опциона ещё на 16 воздушных судов. Решение об их переводе в твёрдые контракты может быть принято во втором полугодии 2016 г. Ожидается, что поставка всех 15 самолётов по твёрдому контракту завершится к концу 2017 г. Стоимость соглашения с CityJet превышает 1 млрд долл.

Дополнено 8 августа 2016 г.:
В июле на авиасалоне в Фарнборо и в августе 2016 года на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро ГСС представили свою новейшую разработку – макет первого в мире самолёта для перевозки профессиональных спортсменов - SportJet by Sukhoi.

Максимальная вместимость салона – до 60 пассажиров, он включает в себя четыре функциональные зоны: зона восстановления с аппаратурой для физиотерапевтических процедур, зона отдыха атлетов с комфортными условиями для сна и мониторинга биометрических данных, зона для тренерского состава, где в соответствующей обстановке можно проанализировать действия команды, а также удобная зона для административного персонала.

Оборудование самолёта SportJet разработано в тесном взаимодействии с экспертами в области спортивной медицины, оно способно предотвратить гипоксию, обезвоживание организма, мышечное утомление и прочие проблемы с организмом, вызванные длительным пребыванием спортсменов в полёте во время игрового сезона.

) – первый российский гражданский самолёт, который спроектирован с применением цифровых технологий и без какого-либо задела, оставшегося от Советского Союза. Разработан и производится компанией ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» при участии Alenia Aermacchi. Впервые самолёт был представлен в сентябре 2007 года, первый полёт состоялся в мае 2008 года, а первый коммерческий рейс - весной 2011 года.

Уникальность этого лайнера заключается в том, что современные технологии применяются не только в самом самолёте, но и на всех этапах его создания - от проектирования до сборки, что, в свою очередь, гарантирует создание современного самолёта, отвечающего требованиям мирового рынка.

В его производстве применяются ранее не использовавшиеся в отечественном самолётостроении технологии, такие как бесстапельная сборка, автоматическая стыковка агрегатов планера, автоматическая клепка и другие.

Самолёт оснащён двумя турбовентиляторными двигателями SaM146 производства PowerJet - совместного предприятия Snecma и НПО «Сатурн». В разработке Суперджета принимали участие ведущие мировые компании:

  • Авионика - THALES
  • Система управления - LIEBHERR
  • Системы жизнеобеспечения - LIEBHERR
  • Шасси - MESSIER DOWTY
  • Топливная система - INTERTECHNIQUE (ZODIAC)
  • Интерьер - B/E AEROSPACE
  • Противопожарная система - AUTRONICS (CURTISS WRIGHT)
  • Кислородная система - B/E AEROSPACE
  • ВСУ - HONEYWELL
  • Кресла экипажа - IPECO
  • Гидравлическая система - PARKER
  • Система электроснабжения - HAMILTON SUNDSTRAND
  • Датчики вибрации двигателя - VIBRO-METER
  • Колеса, тормоза - GOODRICH

Максимальная крейсерская скорость Sukhoi Superjet 100 – 0,81 Маха (~860 км/ч), крейсерская высота 12200 м (40000 футов). Длина полосы для базовой версии самолета составляет 1731 м, для версии с увеличенной дальностью полета – 2052 м. Дальность полета для базовой версии – 3048 км, для версии с увеличенной дальностью – 4578 км. Эксплуатация SSJ100 возможна в широком спектре климатических условий при температуре от минус 54 до плюс 45 градусов.

Окончательную сборку самолёта осуществляет филиал в Комсомольске-на-Амуре ЗАО "Гражданские самолёты Сухого" при непосредственном участии авиазаводов в Новосибирске, Ульяновске, Воронеже, где изготавливаются составные части Sukhoi Superjet 100. Готовые детали передают на авиазавод в Комсомольск-на-Амуре, где и производится окончательная сборка самолёта.

В общем виде схема производства выглядит следующим образом:

  1. Филиал ОАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова» (Новосибирск) производит детали и агрегатную сборку отсеков Ф1, Ф5, Ф6 и оперения.
  2. ОАО «ВАСО» (Воронеж) изготавливает изделия из полимерных композиционных материалов.
  3. Филиал ОАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А. Гагарина» (Комсомольск-на-Амуре) производит детали и осуществляет сборку отсеков Ф2, центроплана Ф3, Ф4 и монтаж систем. А также изготавливает детали и осуществляет агрегатную сборку ОТК (отъемной части крыла) с пилоном и механизацией)
  4. Комсомольский-на-Амуре филиал ЗАО «ГСС» (КнАФ) осуществляет сборку фюзеляжа и окончательную сборку (стыковка с ОЧК, установка и отработка систем)
  5. ЗАО «Авиастар-СП» (Ульяновск) устанавливает интерьер.
  6. ОАО «Спектр-Авиа» (Ульяновск) осуществляет покраску воздушных судов.
  7. В Жуковском (Московская область) проводятся наземные и летные испытания, наземная доводка ВС и передача заказчику.

Предлагаем фоторепортаж окончательной сборки самолёта на заводе КнАФ ЗАО "ГСС".

Цех сборки фюзеляжа состоит из четырех производственных участков. Продолжительность цикла на каждом участке 10 дней. Работа на всех участках ведется круглосуточно в три смены.
Здесь производится стыковка отсеков Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5 на стенде автоматической стыковки Brötje и установка крепежа по стыкам отсеков.

Клепка производится вручную вот таким образом. При производстве самолёта SSJ 100 используется более 600 тысяч заклепок, гаек, болтов, штифтов и других мелких деталей.

Здесь производится установка каркаса пола, монтаж пассажирских, сервисных дверей и дверей багажных отделений. На этом же этапе устанавливаются стёкла в иллюминаторы пассажирского салона и монтируется антенна.
Центроплан самолёта. Выполняется монтаж гидравлической и топливной систем.
Производится установка слоёв теплоизоляции пассажирского салона.
Финальный, четвёртый участок цеха сборки фюзеляжа. Выполняется монтаж кабельной сети самолёта.
А также нанесение защитных покрытий на фюзеляж. Справа на фотографии уже установленный ветрогенератор на случай аварийной ситуации, который необходим для обеспечения электроэнергией бортовых систем.
После этого самолёт перемещают в цех окончательной сборки. Здесь всего 7 производственных участков, а цикл на каждом участке также составляет 10 дней. Сейчас это позволяет выпускать 40 самолётов в год, в дальнейшем предполагается сокращение цикла до 7 дней.



















Теперь этому борту предстоит совершить перелёт в Ульяновск на установку салона и покраску, а затем в Жуковский на лётно-испытательную станцию. Там же будет проведена передача самолёта заказчику. Этот борт предназначен для а/к Ю-Тэйр.

На 1 января 2016 года построен 101 Сухой Суперджет 100 (SSJ-100), из них 76 переданы заказчикам.

Одним погожим летним днем меня пригласили на экскурсию в ангар летно-испытательного комплекса ЗАО "Гражданские самолёты Сухого", что в городе Жуковский, это было предложение от которого невозможно отказаться. Сегодня я Вам расскажу о российском самолете Sukhoi Superjet 100, Вам интересно тогда вперед…

После развала авиационной промышленности СССР, самолет SSJ100 является единственным гражданским самолетом в России, который был спроектирован, поставлен на крыло, сертифицирован и запущен в массовое производство. По состоянию на 1 июля 2015 года в сборке находится сотый самолет Sukhoi Superjet 100.
100 самолетов много это или мало? Выкатка первого Sukhoi Superjet 100 состоялась в 2007 году, поставлять в авиакомпании самолет стали с 2011 года. Для примера: первый самолёт Як-42 поступил в авиакомпанию «Аэрофлот» в конце 1980 года. К 2003 году было построено около 183 самолётов. В период с 1970 по 1998 год построено 918 самолётов семейства Ту-154. Один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе Ту-134 выпускался с 1966 по 1984 год, всего, было построено 854 самолёта всех модификаций (все цифры примерные, взяты в открытых источниках).
Много или мало решать Вам, по мне так на Дальнем Востоке это самый оптимальный самолет для перелетов по региону, почему Аэрофлот не передал своей дочерней на Дальнем Востоке авиакомпании Аврора Sukhoi Superjet 100 не понятно.

SSJ100 это коммерческий самолет, созданный с применением новейших технологий, рассчитан на перевозку пассажиров как на ближнемагистральных, так и среднемагистральных маршрутах. Самолет полностью спроектирован на основе цифровых технологий. В его производстве применяются ранее не использовавшиеся в России технологии, такие как бесстапельная сборка, автоматическая стыковка агрегатов планера и многих других. Максимальная крейсерская скорость Sukhoi Superjet 100 – 0,81 Маха, что соответствует примерно 860км час на высоте от 8 850 метров или выше эшелона полета FL 290. Это означает, что SSJ100 может выполнять полеты на тех же эшелонах, что и ближнемагистральные Boeing 737 и Airbus 320, оптимизируя тем самым не только топливные расходы, но и время полета из пункта А в пункт Б.
Дальность полета для версии с увеличенной дальностью составляет - 4578 км. Эксплуатация самолета возможна в широком спектре климатических условий при температуре от минус 54 до плюс 45 градусов Цельсия: а это как Вы уже наверное поняли весь земной шарик.
Держателем сертификата типа на самолет SSJ100 является компания «Гражданские самолеты Сухого» - они разработчики. Для достижения конкурентных преимуществ своего самолета они пригласили в проект компании с мировым именем, такие как Thales, Safran, Messier Bugatti Dowty, Liebherr… Ведь это мировая тенденция – международная интеграция в авиационной промышленности. Достаточно вспомнить Дримлайнер, А380...

Производство самолета, его окончательную сборку, осуществляет Комсомольский-на-Амуре филиал ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" при непосредственном участии других заводов на территории России, где изготавливаются составные части Sukhoi Superjet 100. В настоящий момент производственные мощности завода позволяют выпускать до 50 самолетов в год. Филиал в полной мере использует lean-технологии. Их применение направлено на повышение эффективности производства и его планирования. В основе lean-технологий лежат современные методики, оптимизация процесса закупки оборудования, минимизация трудовых и временных затрат.
На Комсомольском-на-Амуре филиале ЗАО «ГСС» в конце 2013 года была введена в эксплуатацию мультимедийная обучающая система, позволяющая отрабатывать на производстве навыки тестирования систем самолета SSJ100. Тренажер «Тестирование систем самолета SSJ100» сокращает время на подготовку сотрудников для работы на конкретном участке и формирует умение тестировать работоспособность систем самолета перед его передачей на следующий этап сборки.

Все модели семейства Sukhoi Superjet 100 оснащены двумя турбовентиляторными двигателями SaM146 производства PowerJet. Двигатель SaM146 был специально разработан для самолета типа Sukhoi Superjet 100. PowerJet является совместным предприятием компании Snecma (Safran group, Франция) и НПО «Сатурн» (Россия) с равными долями участия. Двигатель SaM146 сочетает в себе успешный опыт применения CFM56 с использованием современных технологий и сокращением количества компонентов на 20%, благодаря чему значительно снижаются затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание при достижении высоких эксплуатационных характеристик и показателей надежности.
Если кто не знает или забыл, то напомню, что двигатели CFM56 является одними из самых распространённых в мире. Их начинается с применения на самолёте Boeing 737. Самолёты Boeing 737 уже на протяжении более 25 лет оснащаются только двигателями семейства CFM56. Двигатели CFM56 также устанавливаются на Airbus A320 и Airbus A340-200 и -300 и других моделях гражданских и военных самолетов.
Фирма Snecma Safran Groupe (Франция) отвечает за производство: компрессора высокого давления, камеру сгорания, турбину высокого давления, коробку приводов, цифровую систему управления двигателя, интеграцию силовой установки, сопровождение летных и наземных испытаний. ОАО «НПО «Сатурн» (Россия) отвечает за производство: вентилятора, бустера, турбины низкого давления, окончательную сборку двигателя, приемо-сдаточные испытания двигателя.
В одном из коммерческих полетов при заходе на посадку SSJ100 столкнулся с гусем, который попал в двигатель. Работающий двигатель раскрутил птицу и выбил через холодный контур, при этом немного повредились несколько лопаток вентилятора. Однако пилоты посадили самолет без каких-либо проблем.

Самолет SSJ100 оборудован трехопорным шасси. Управляемая передняя и основные опоры в полете убираются в ниши и полностью закрываются створками. Для обеспечения высокого весового совершенства основные опоры шасси выполнены по двухподкосной схеме.
Конструкция шасси, разработанная ЗАО «Гражданские cамолеты Сухого» совместно с компанией Messier Bugatti Dowty, полностью идентична как на базовой версии, так и на версии увеличенной дальности SSJ100.

А вот и самое главное в современном самолете, его «мозг», а именно бортовой компьютер который управляет всеми системами. Высокая безопасность полета достигаются за счет оптимального пилотирования самолетов в автоматическом режиме и защищенности системы управления полетом от случайных ошибок. В основе системы дистанционного управления лежат три двухканальных вычислителя верхнего уровня (PFCU - Primary Flight Computer Unit), дополняющие двухканальные вычислители нижнего уровня (ACE - Actuator Control Electronics). PFCU обрабатывают командные сигналы, поступающие из кабины пилотов, автопилота и авионики, и оптимизируют пилотажные характеристики самолета на всех режимах полета. Уровень функциональной насыщенности, реализованный в PFCU, разработан с учетом опыта «ОКБ Сухого» по созданию СДУ с автоматическим ограничением предельных и эксплуатационных параметров полета при ручном и автоматическом управлении.
Таким образом, обеспечивается высочайший уровень безопасности на всех этапах полета не только за счет высокой надежности самолетных систем, но и за счет уникального функционала защиты от ошибок, связанных с «человеческим фактором». SSJ100 станет первым региональным самолетом с СДУ такого уровня. В случае возникновения на борту ряда серьезных отказов СДУ перейдет на резервный контур управления, обеспечивающий пилотажные характеристики на уровне неавтоматизированного (обычного) самолета.
Кстати в мороз за – 45 градусов по Цельсию, самолет провел ночь на перроне Якутского аэропорта, для его запуска было достаточно прогреть отсек с главным компьютером до температуры – 30 градусов. Все самолет готов к постановке под ток и запуску ВСУ. Далее прогрев кабины и салона, вплоть до посадки пассажиров и запуска двигателей экипажем самолета, выполнялся при помощи штатной СКВ с отбором воздуха от ВСУ.

А теперь давайте поднимемся на борт самолета, ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» позиционирует Sukhoi Superjet 100 как самолет, в салоне которого пассажиры чувствуют себя так же комфортно, как в салоне магистрального самолета. Салон представлен на схеме 3+2. Пассажиры имеют простой и удобный доступ к полкам, в которых легко помещаются чемоданы на колесиках, одобренные стандартами IATA в качестве ручной клади (предельно допустимые размеры 24×16×10). Объемные багажные полки позволяют пассажирам также свободно размещать любую верхнюю одежду вне зависимости от времени года и региона. На фото представлен Sukhoi Superjet 100 для авиакомпании «Газпром Авиа» с бортовым номером RA- 89050. В то время лайнер готовился поставке, поэтому салон затянут в целлофан.

В салоне самолета для данного заказчика расположены три туалетные комнаты. Туалет в задней сервисной зоне приспособлен для пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Посмотрите какой он большой, кстати мексиканская компания Interjet которая успешно эксплуатирует Sukhoi Superjet 100 сделала его индивидуальной туалетной комнатой для женщин.

Вот для сравнения стандартная туалетная комната, которая находится в передней части самолета Sukhoi Superjet 100.

Управление различными системами пассажирского салона для бортпроводника, как видите тут можно регулировать освещение салона, температуру, также находится сигнализация датчиков дыма в туалетных комнатах, так, что господа курильщики в самолете курить чревато.

Sukhoi Superjet 100 для авиакомпании "Газпром Авиа" с покидает ангар, кстати этот борт уже передан авиакомпании и сейчас его уже можно увидеть на воздушных трассах страны. Мы тоже покинем ангар и переместимся на перрон, где продолжим осмотр лайнера на примере одного из опытных самолетов.

Перед вами экспериментальный самолет Sukhoi Superjet 100 с бортовым номером RA- 97005, его тут называют «пятерочка».
В 2013 году в Исландии с этим бортом произошел авиационный инцидент. На завершающей стадии сертификационных испытаний по расширению условий эксплуатации – автоматическая посадка (программа сертификации по категории ИКАО CAT III А) при боковом ветре при выполнении посадки с имитацией отказа одного двигателя, произошло касание взлётно-посадочной полосы самолётом с убранными шасси.
Тогда многие эксперты от авиации похоронили его, говорили и самое смешное до сих пор говорят, что борт потерян. Но силами команды ГСС самолет был отремонтирован и выполнил перелет на родную базу в Жуковском. Сейчас он, как и раньше, задействован в испытаниях.

Самолет давно участвует в программе летных испытаний, где он только не был, так что не удивительно, что кресла в салоне выглядят не таким новенькими как на борту лайнера «Газпром Авиа», который мы только что посетили. Но это не мешает оценить увеличенное жизненное пространство для каждого пассажира: большой шаг кресел в базовой конфигурации самолета SSJ100 (32 дюйма / 81,28 см) позволяет даже высоким пассажирам чувствовать себя на борту комфортно. Обратите внимание какие большие иллюминаторы, фотографировать земной пейзаж и воздушную стихию будет одно удовольствие.

Ну а теперь на собственном примере (а сам я даже совсем не маленький), видите как много места, если честно не многие дальнемагистральные самолеты могут похвастаться таким шагом кресел.

Многие сталкивались, пошел в туалетную комнату в хвосте самолета, а тут стали кормить пассажиров и приходится потом ждать пока проход освободят. На Sukhoi Superjet 100 об этом можно забыть, широкий центральный проход в салоне самолета гарантирует, что в полете Вы спокойно разойдетесь с тележкой для напитков или бортового питания.

Теперь пройдем в кабину пилотов, удобство управления SSJ100 обеспечивается за счет использования современной интуитивно-понятной кабины экипажа с новейшими разработками в области авионики компании Thales и полностью цифровой электродистанционной системы управления полетом fly-by-wire. Если коротко то, перемещая рычаги управления в кабине самолёта с помощью установленных на них датчиков преобразуются в цифровые электрические сигналы, которые по электропроводке поступают в вычислитель системы управления. Одновременно туда же поступают сигналы от датчиков угловых скоростей, перегрузок, углов атаки и скольжения, вычислителя системы воздушных сигналов и целого ряда других устройств. Вычислитель в соответствии с заложенными в него алгоритмами управления преобразует эти сигналы в управляющие электросигналы приводов органов управления. При этом он также может выполнять функции ограничителя предельных режимов полёта: не допускать превышения установленных ограничений по перегрузке, углу атаки и другим параметрам. Таким образом значительно снижается вероятность попадания самолёта в нежелательные режимы полета: сваливание, штопор и т. Д. (фото предоставлено АО «ГСС»).

Дизайн «Темной и Тихой» кабины, а также ее эргономичность, оснащенность широкими жидкокристаллическими дисплеями обеспечивают экипажу непревзойденную ситуационную осведомленность, продуктивность и эффективность работы, также стоит метеорологический радиолокатор с прогнозированием смены направления ветра (фото предоставлено АО «ГСС»).

Архитектура интегрированной модульной авионики (IMA) через бортовую дуплексную сеть обмена данными (AFDX) повышает надежность и оптимизирует затраты на техническое обслуживание при значительном сокращении необходимого пространства, веса и энергопотребления. Бортовая система адресации и передачи данных (ACARS). Сокращенный минимум вертикального эшелонирования (RVSM). Опциональная сдвоенная система электронной бортовой документации (Electronic Flight Bags). Система предотвращения столкновения самолетов в воздухе и раннего предупреждения приближения к земле (T2CAS). Радионавигационная система обеспечения захода на посадку по приборам (ILS) категории САТ lllA.

Конструкторы предпочли боковую ручку управления самолетом традиционному штурвалу, в результате чего Sukhoi Superjet 100 стал первым российским серийным гражданским пассажирским самолётом с «сайдстиком». Сайдстик (англ. Side-stick - боковая ручка управления) - орган ручного управления самолётом, позволяющий изменять крен и тангаж воздушного судна. В отличие от традиционной ручки управления, установленной по центру кабины между ног лётчика, сайдстик располагают справа от пилота (если это военный самолёт), либо по бокам кабины (в пассажирском). Таким образом, сайдстик пилота, сидящего слева (командир воздушного судна) расположен слева от его сиденья, а сайдстик пилота, сидящего справа (второй пилот), расположен справа от его сиденья. Ручки управления в пассажирском самолёте не связаны с плоскостями управления напрямую. На самолете SSJ100 сайдстики КВС и второго пилота независимы. Любое движение сайдстика обрабатывается бортовыми компьютерами и информация передаётся по проводам к гидравлическим приводам, которые приходят в действие и совершают необходимые движения рулевых плоскостей. Оба сайдстика специально разработаны для левой и правой руки так, что пилоты не испытывают дискомфорт. При отклонении обеих ручек (если они обе включены) сигнал суммируется. Сайдстик оборудуется кнопкой для отключения автопилота и включения приоритета между двумя ручками.
Боковая ручка управления используется во многих современных истребителях, таких как F-16, Mitsubishi F-2, Dassault Rafale, F-22 Raptor, а также на гражданских воздушных судах, таких как Airbus А320 (стал первым пассажирским самолётом, оборудованным сайдстиком), Airbus A380.

А вот рядом стоит Sukhoi Superjet 100LR с бортовым номером RA- 97006. Данный экспериментальный борт в начале 2015 года был покрашен и на него нанесена корпоративная символика ЗАО «Гражданские самолеты Сухого».

На этом мой рассказ о российском самолете Sukhoi Superjet 100 заканчивается. Надеюсь, самолет Вам понравился также как и мне. Самолет, достойный, новый, современный и безопасный. Мне для полного счастья осталось только совершить на нем перелет (не летал еще) и посетить завод в городе юности на берегу Амур реки. Будет интересно почитать Ваши впечатления, отзывы и мнения о данном самолете, пишите в комментарии.