размер шрифта
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 12-10-94 65 (ред от 09-04-96) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕРКИ... Актуально в 2018 году
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
от 09.04.96 N 18)
1. Настоящее Типовое положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций <*> разработано в целях реализации требований Основ законодательства Российской Федерации об охране труда (ст. 12), предусматривающих обязательное обучение и проверку знаний по охране труда всех работников предприятий, включая руководителей.
Обучение и проверка знаний по охране труда рабочих проводятся в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90.
Установление общего порядка обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности <**> направлено на обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов по охране труда <***> в процессе производственной деятельности.
<*> В дальнейшем - Типовое положение.
<**> В дальнейшем - предприятия.
<***> К нормативным правовым актам по охране труда относятся: стандарты Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, строительные нормы и правила, правила устройства и безопасной эксплуатации, правила безопасности (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности), правила и инструкции по охране труда, организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации).
2. На основе данного Типового положения федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятия могут разрабатывать с учетом своей специфики соответствующие положения.
3. Обучению и проверке знаний в порядке, установленном настоящим Типовым положением, подлежат:
а) руководители и специалисты предприятий, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанные с организацией, руководством и проведением работы непосредственно на рабочих местах и производственных участках, с осуществлением надзора и технического контроля за проведением работ;
б) инженерные и педагогические работники профессиональных образовательных учреждений.
4. Проверка знаний по охране труда поступивших на работу руководителей и специалистов проводится не позднее одного месяца после назначения на должность, для работающих - периодически, не реже одного раза в три года.
5. Проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов, осуществляемую в соответствии с настоящим Типовым положением, на объектах, подконтрольных специально уполномоченным органам надзора и контроля (Госгортехнадзору России, Главгосэнергонадзору России, Госатомнадзору России и др.), рекомендуется совмещать с проверкой знаний, проводимой в порядке, установленном этими органами.
При этом должны применяться программы по обучению и проверке знаний по охране труда, утвержденные Министерством труда Российской Федерации.
6. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверки знаний по охране труда в целом по предприятию возлагается на его руководителя, в подразделениях (цех, участок, отдел, лаборатория, мастерская и др.) - на руководителя подразделения.
7. Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя предприятия возложены эти обязанности.
При этом они должны быть ознакомлены:
с состоянием условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятии (в подразделении);
с законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором (соглашением) на предприятии;
со своими должностными обязанностями по обеспечению охраны труда на предприятии (подразделении);
с порядком и состоянием обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
8. Внеочередная проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки:
при введении в действие на предприятии новых или переработанных (дополненных) законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
при изменениях (замене) технологических процессов и оборудования, требующих дополнительных знаний по охране труда обслуживающего персонала;
при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют от руководителей и специалистов дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);
после аварий, несчастных случаев, а также при нарушении руководителями и специалистами или подчиненными им работниками требований нормативных правовых актов по охране труда;
при перерыве в работе в данной должности более одного года.
9. Непосредственно перед очередной (внеочередной) проверкой знаний по охране труда руководителей и специалистов организуется специальная подготовка с целью углубления знаний по наиболее важным вопросам охраны труда (краткосрочные семинары, беседы, консультации и др.). О дате и месте проведения проверки знаний работник должен быть предупрежден не позднее чем за 15 дней.
10. Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях приказом (распоряжением) их руководителей создаются комиссии по проверке знаний (одна или несколько).
11. В состав комиссий по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий <*> включаются руководители и специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и др.), государственные инспекторы по охране труда (по согласованию с ними), представители соответствующего выборного профсоюзного органа, а в случаях проведения проверки знаний совместно с другими надзорными органами - представители этих органов (по согласованию с ними).
Конкретный состав, порядок и форму работы комиссий по проверке знаний определяют руководители предприятий.
<*> В дальнейшем - комиссии по проверке знаний.
12. Члены комиссии по проверке знаний должны иметь документ, удостоверяющий их полномочия. Они должны пройти проверку знаний по охране труда:
предприятий, находящихся в подчинении вышестоящих хозяйственных организаций и осуществляющих руководство ими, - в комиссиях этих организаций (если они имеются) или в комиссиях учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или в комиссиях этих органов;
предприятий негосударственных форм собственности - в комиссиях учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или в комиссиях этих органов.
Отраслевым учебным центрам, комбинатам, институтам, определенным в качестве базовых для обучения и проверки знаний по охране труда решением соответствующего федерального органа исполнительной власти, разрешение выдает Министерство труда Российской Федерации при наличии положительного заключения органа исполнительной власти по труду субъекта Российской Федерации.
(в ред. постановления Минтруда РФ от 09.04.96 N 18)
13. Проверка знаний по охране труда членов комиссий предприятий может также проводиться комиссиями этих предприятий, состоящими из специалистов, прошедших проверку знаний по охране труда в комиссиях, указанных в п. 12 настоящего Типового положения. Такие проверки проводятся с участием представителей Рострудинспекции в субъектах Российской Федерации.
14. Проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, численность которых не позволяет создать комиссию по проверке знаний, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, связанной с работами, к которым предъявляются дополнительные требования по охране труда, инженерных и педагогических работников профессиональных образовательных учреждений должна проводиться в комиссиях по проверке знаний учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или в комиссиях этих органов.
(в ред. постановления Минтруда РФ от 09.04.96 N 18)
15. Комиссии по проверке знаний всех уровней состоят из председателя, заместителя председателя (в необходимых случаях), секретаря и членов комиссии.
Проверку знаний по охране труда комиссия может проводить в составе не менее трех человек.
16. Работа комиссий по проверке знаний осуществляется в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем предприятия. Лица, проходящие проверку знаний, должны быть ознакомлены с графиком. Копия утвержденного графика направляется для сведения в соответствующий орган управления охраной труда субъекта Российской Федерации.
17. Проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий проводится с учетом их должностных обязанностей и характера производственной деятельности, а также по тем нормативным актам по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их служебные обязанности.
18. Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий государственной формы собственности разрабатывается соответствующими министерствами и ведомствами с учетом направленности производственной деятельности на основе Примерного перечня вопросов согласно Приложению N 1 к настоящему Типовому положению.
Для предприятий негосударственных форм собственности перечни контрольных вопросов разрабатываются комиссиями учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов управления охраной труда субъектов Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или этими органами управления.
19. В случаях применения при проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий контрольно-обучающих машин на базе персональных ЭВМ разработанная программа должна обеспечить возможность использования ее в режиме обучения и проверки знаний. До проведения проверки знаний должна быть предусмотрена возможность предварительного ознакомления проходящего проверку знаний с вопросами.
20. Результаты проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий оформляются протоколами согласно Приложению N 2 к настоящему Типовому положению.
Протоколы подписываются председателем и членами комиссии, принимавшими участие в ее работе, и сохраняются до очередной проверки знаний.
21. Лицам, прошедшим проверку знаний по охране труда, выдаются удостоверения за подписью председателя комиссии, заверенные печатью предприятия, выдавшего удостоверения, согласно Приложению N 3 к настоящему Типовому положению.
22. Руководители и специалисты предприятий, не прошедшие проверку знаний по охране труда из-за неудовлетворительной подготовки, обязаны в срок не позднее одного месяца пройти повторную проверку знаний.
Вопрос о соответствии занимаемой должности руководителей и специалистов, не прошедших проверку знаний по охране труда во второй раз, решается руководителем предприятия в установленном порядке.
23. Удостоверения о проверке знаний по охране труда действительны на всей территории России, в том числе для работников, находящихся в командировке.
24. Обучение по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий осуществляется при всех формах повышения их квалификации по специальности (профессии), проводимого на предприятиях, в институтах (на факультетах) повышения квалификации и иных учебных заведениях в соответствии с действующим порядком дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов, а также на специальных курсах, организуемых органом исполнительной власти по труду субъекта Российской Федерации.
Учебные центры, комбинаты, институты, имеющие разрешение органа исполнительной власти по труду субъекта Российской Федерации на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, имеют право обучать и выдавать удостоверения о проверке знаний по охране труда руководителям и специалистам предприятий, на обучение и проверку знаний по охране труда которых получено разрешение.
Преподаватели учебных центров, комбинатов, институтов, члены комиссий по проверке знаний по охране труда могут осуществлять обучение и проверку знаний по охране труда с разрешения органа исполнительной власти по труду субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится обучение и проверка знаний по охране труда.
25. В период между очередными проверкам знаний на предприятиях могут проводиться целевые мероприятия (лекции, тематические курсы и т.п.) по повышению уровня знаний руководителей и специалистов по актуальным вопросам охраны труда, как правило, с участием представителя органа управления охраной труда субъекта Российской Федерации.
26. Обучение по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий проводится учебными центрами, комбинатами, институтами, имеющими разрешение на обучение и проверку знаний по охране труда органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации на основе типовых программ, утверждаемых Министерством труда Российской Федерации.
Отраслевые типовые программы обучения по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.
(в ред. постановления Минтруда РФ от 09.04.96 N 18)
27. Контроль за своевременным проведением проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий осуществляется государственной инспекцией труда.
Утверждено приказом директора
(наименование образовательной организации)
от ________ № ____
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
I. Общие положения
1.1.Настоящее Положение «О порядке обучения по индивидуальному учебному плану в образовательной организации» (далее – Положение) разработано на основании:
1.1.1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
1.1.2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
1.1.3. Устава образовательной организации.
1.2. С учетом возможностей и потребностей личности общеобразовательные программы могут осваиваться по индивидуальному учебному плану. Обучение по индивидуальному учебному плану есть вид освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования самостоятельно, под контролем учителя, с последующей аттестацией.
1.3. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для учащихся:
1.3.1. с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье;
1.3.2. с высокой степенью успешности в освоении программ;
1.3.3. с ограниченными возможностями здоровья;
1.3.4. по иным основаниям.
1.4. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования.
1.5. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.
1.6. Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы.
1.7. На обучение по индивидуальному учебному плану распространяются федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
1.8. Главной задачей обучения обучающихся по индивидуальному учебному плану является удовлетворение потребностей детей, с учетом их особенностей, путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, темпов и сроков их освоения.
1.9. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с настоящим Положением осуществляется на родительских собраниях, при приеме детей в образовательную организацию. Данное Положение подлежит опубликованию на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
II. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
2.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана образовательной организации.
2.2. При формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план образовательной организации.
2.3. Индивидуальный учебный план, за исключением индивидуального учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен с 1 класса.
2.4. Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных представителей) обучающихся об обучении по индивидуальному учебному плану.
2.5. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан на более чем один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
2.6. Индивидуальный учебный план разрабатывается в соответствии со спецификой и возможностями образовательной организации.
2.7. При реализации образовательных программ в соответствии с индивидуальным учебным планом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
2.8. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся.
2.9. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося.
2.10. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.).
2.11. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану принимаются в течение учебного года до 15 мая (можно установить иную дату, дающую возможность и обучающемуся и образовательной организации, спланировать и организовать обучение по индивидуальному учебному плану).
2.12. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается, как правило, с начала учебного года.
2.13. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом руководителя образовательной организации.
2.14. Индивидуальный учебный план утверждается решением педагогического совета образовательной организации.
2.15. Организация обучения по индивидуальному учебному плану осуществляется образовательной организацией, в котором обучается данный обучающийся.
2.16. Лицу, обучающемуся по индивидуальному учебному плану, предоставляется возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из библиотечного фонда образовательной организации, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в образовательной организации в порядке, определенном образовательной организацией и закрепленном в его Уставе.
2.17. С учетом желания, способностей учащемуся могут быть предоставлены свободные помещения классно-урочных занятий, изучение отдельных курсов и тем в форме самообразования и других формах, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.18. Образовательная организация с учетом запросов родителей (законных представителей) обучающихся и обучающихся определяет сроки и уровень реализации программ. Индивидуальное расписание занятий, перечень программ обучения по предметам, количество часов, формы и сроки текущего и итогового контроля, педагоги, ведущие обучение, оформляются приказом руководителя образовательной организации.
2.19. Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия.
2.20. Промежуточная и итоговая государственная аттестация, перевод обучающегося осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
III. Требования к индивидуальному учебному плану начального общего образования
3.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального общего образования индивидуальный учебный план начального общего образования предусматривает:
3.1.1. учебные занятия для углубленного изучения английского языка;
3.1.2. учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
3.1.3. иные учебные предметы
3.2. Для проведения данных занятий используются учебные часы согласно части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса (в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует).
3.3. Индивидуализация содержания основной общеобразовательной программы начального общего образования может быть осуществлена за счет внеурочной деятельности.
3.4. В индивидуальный учебный план начального общего образования входят следующие обязательные предметные области: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура.
3.5. По выбору родителей (законных представителей) обучающихся изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
3.6. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2 904 часов и более 3 345 часов.
3.7. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы начального общего образования составляет не более 1 года.
3.8. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
IV. Требования к индивидуальному учебному плану основного общего образования
4.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного общего образования индивидуальный учебный план основного общего образования может предусматривать:
4.1.1. учебные занятия для углубленного изучения английского языка;
4.1.2. увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов обязательной части;
4.1.3. введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные;
4.1.4. организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся;
4.1.5. иные учебные предметы (с учетом потребностей обучающегося и возможностей образовательной организации).
4.2. Необходимые часы выделяются за счет части базисного учебного плана основного общего образования, формируемой участниками образовательного процесса.
4.3. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
4.3.1. филология (русский язык, литература, иностранный язык);
4.3.2. общественно-научные предметы (история, обществознание, география);
4.3.3. математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
4.3.4. естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);
4.3.5. искусство (изобразительное искусство, музыка);
4.3.6. технология (технология);
4.3.7. физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).
4.4. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5 267 часов и более 6 020 часов.
4.5. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы основного общего образования составляет не более 1 года.
V. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего образования
5.1. Обязательными для включения в индивидуальный учебный план базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание (включая экономику и право)».
5.2. Остальные учебные предметы на базовом уровне включаются в индивидуальный учебный план по выбору.
VI. Необходимые условия для реализации учебного плана
6.1. Для составления индивидуального учебного плана следует:
6.1.1. включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента);
6.1.2. в учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом уровне (из вариативной части федерального компонента);
6.1.3. включить в учебный план региональный компонент;
6.1.4. составление учебного плана завершается формированием компонента образовательной организации (в объеме не менее 280 часов за два учебных года).
6.2. В случае если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариантной части.
VII. Сроки работы по индивидуальному учебному плану
7.1. Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2 100 часов за два года обучения.
7.2. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2 100), то эти часы переходят в компонент образовательной организации).
7.3. Часы, отведенные на компонент образовательной организации, используются для: преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательной организацией; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т. п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.
7.4. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования – 2 года. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы среднего общего образования составляет не более 1 года.
VIII. Контроль исполнения индивидуального учебного плана
8.1. Образовательная организация осуществляет контроль за освоением общеобразовательных программ учащимися, перешедшими на обучение по индивидуальному учебному плану.
8.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляются в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательной организации.
IX. Государственная итоговая аттестация обучающихся
9.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
9.2. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
X. Финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение
10.1. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы образовательной организации в соответствии с индивидуальным учебным планом осуществляется исходя из расходных обязательств на основе муниципального задания по оказанию муниципальных образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
10.2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных планов обучающихся.
XI. Порядок управления
11.1. В компетенцию администрации образовательной организации входит:
11.1.1. разработка положения об организации обучения по индивидуальному учебному плану;
11.1.2. предоставление в недельный срок в орган управления в сфере образования об организации обучения по индивидуальному учебному плану, в котором указывается фамилия, имя, отчество обучающегося, класс, причина перехода на обучение по индивидуальному учебному плану, дата решения педагогического совета, период обучения, сведения для тарификации учителей;
11.1.3. обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы учебных программ и контроль их выполнения;
11.1.4. контроль своевременного проведения занятий, консультаций, посещения занятий учащимися, ведения журнала учета обучения по индивидуальному учебному плану не реже 1 раза в четверть.
11.2. При организации обучения по индивидуальному учебному плану образовательная организация имеет следующие документы:
11.2.1. заявление родителей (законных представителей) обучающихся;
11.2.2. решение педагогического совета образовательной организации;
11.2.3. приказ органа управления образованием о переходе обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану;
11.2.4. приказ руководителя образовательной организации;
11.2.5. расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) образовательных организаций и утвержденное руководителем образовательной организации;
11.2.6. журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.
XII. Порядок принятия и срок действия Положения
12.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете образовательной организации и утверждается приказом руководителя образовательной организации.
12.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его утверждения.
12.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов управления образованием только решением педагогического совета.
12.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете образовательной организации в составе новой редакции Положения, которое утверждается приказом руководителя образовательной организации. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ И ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1. Положение является нормативным документом, который регламентирует деятельность организации, определяет порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда для работников МБДОУ Детский сад № 000 (далее Учреждение).
2. Положение разработано в соответствии с действующим законодательством РФ, ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда», утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 01.01.2001 г. № 000 и Постановлением Министерства труда и социального развития г. в той части, которая регламентирует:
Обязанности руководителя по обеспечению охраны труда на рабочих местах;
Функции, задачи и содержание работ в области охраны труда и безопасности на всех уровнях управления дошкольным учреждением;
Порядок обучения и проверки знаний работников по вопросам обеспечения охраны труда и безопасности для всех работников, в том числе и руководителей.
3. Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, который устанавливает общие положения обучения и проверки знаний требованиям охраны труда для всех работников Учреждения.
4. Работники с квалификацией инженера (специалиста) по безопасности технологических процессов и производств или по охране труда, имеющие непрерывный стаж работы в области охраны труда не менее 5 лет, в течение года после поступления на работу могут не проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда.
5. Работники, выполняющие работы по нескольким профессиям, должны получить инструктаж и обучение по каждой из этих профессий, а затем пройти проверку знаний.
6. Ответственность за организацию и своевременность обучения, а также проверку знаний требованиям охраны труда работников Учреждения несет работодатель, руководитель работ в подразделении в порядке, установленном законодательством РФ.
II. ПОРЯДОК ОБУЧЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА:
Порядок обучения по охране труда работников, принимаемых в Учреждение состоит из нескольких этапов:
1. Инструктаж для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, проводит специалист по охране труда или лицо, на которое возложены обязанности по охране труда.
Инструктаж проводится по программам, утвержденным работодателем, разработанным на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, с учетом специфики деятельности Учреждения. Включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах организации, инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж работников подразделяется на виды:
1.1. Вводный инструктаж проводят до начала выхода на работу со всеми лицами, вновь принимаемыми на работу, а также с командированными в организацию работниками и с работниками сторонних организаций, выполняющих работы на выделенном участке в Учреждении.
1.2. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала самостоятельной работы:
Со всеми вновь принятыми в Учреждение, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора , заключенного на срок до 2-х месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители);
С работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;
С командированными, обучающимися образовательных учреждений, проходящими производственную практику, и другими лицами, участвующими в производственной деятельности Учреждения.
Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.
Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем.
Инструктаж завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим первичный инструктаж.
1.3. Повторный инструктаж проходят все работники, указанные в пункте 1.2 настоящего Положения, не реже 1-го раза в 6 месяцев за исключением лиц, которые не связаны с обслуживанием, наладкой и ремонтом оборудования, хранением и применением сырья и материалов.
1.4. Внеплановый инструктаж проводят:
При введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по ОТ;
При изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
При нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т. п.);
По требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
При перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ более 2-х месяцев);
По решению работодателя (или уполномоченного им лица).
С изменениями к требованиям охраны труда или внесение изменений в инструкции, технологические процессы, происходит замена и модернизация оборудования, работники нарушают требования охраны труда, создавая реальную угрозу наступления тяжких последствий или по требованию Государственной инспекции по охране труда.
1.5. Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, а также при организации массовых мероприятий с воспитанниками в Учреждении.
Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
2. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ подразделяется на 2 вида:
2.1. Первичное обучение с проверкой знаний проводится для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу в Учреждении в течение 1-го месяца после приема на работу по 10-часовой программе.
Для работников рабочих профессий, принимаемых на работу с вредными и опасными условиями труда и (или) имеющих перерыв в данной работе более 1-го года, первичное обучение проводится со стажировкой (2-14 смены в зависимости от профессии и стажа работы) на рабочем месте и сдачей экзамена.
2.2. Повторное (периодическое) обучение с последующей проверкой знаний проводится со всеми работниками Учреждения, но подразделяется по продолжительности в зависимости от категории профессий:
Работники рабочих профессий проходят обучение и проверку знаний не реже 1-го раза в год по 10-часовой программе.
Руководитель и специалисты проходят обучение и проверку знаний не реже 1-го раза в 3 года по 30-часовой программе. В процессе обучения охране проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и т. д., могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, компьютерные программы, а также дистанционное обучение.
В рамках обучения охране труда в Учреждении сотрудники могут проходить одновременно обучение методам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим, правилам противопожарной безопасности и электробезопасности.
Для работников рабочих профессий и для специалистов обучение безопасным методам и приемам выполнения работ проводится комиссией по обучению в самом Учреждении по утвержденной программе, на основании приказа заведующего, который определяет порядок, срок и место проведения обучения. При условии - наличие у всех членов комиссии удостоверения, полученного в вышестоящих территориальных комиссиях или учебных центрах по охране труда.
Для руководителя, его заместителей по УВР и АХР, специалиста по охране труда, а также членов комиссии по охране труда и членов комиссии по обучению первичное и повторное обучение с проверкой знаний проходит по специальной программе в учреждениях профессионального образования или учебных центрах, осуществляющих образовательную деятельность в области охраны труда. При наличии в учебных заведениях лицензии на ведение образовательной деятельности, преподавательского состава и соответствующей материально-технической базы.
III. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
Для проведения проверки знаний по требованиям к охране труда приказом заведующего создается комиссия по проверке знаний в составе не менее 3 человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке, которая состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда включаются заведующий, специалист службы охраны труда, главные специалисты (заместители руководителя, энергетик), члены комиссии по охране труда или уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, имеющие удостоверение и прошедшие проверку знаний по охране труда в вышестоящих территориальных комиссиях по охране труда.
3.1. Плановая проверка знаний требований охраны труда проводится после прохождения первичного и повторного обучения безопасным методам и приемам выполнения работ с сотрудниками Учреждения.
3.2. Внеочередная проверка знаний требований по охране труда работников независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:
При введении новых или внесении изменений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом ведется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов.
При вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. Проверка знаний требований охраны труда только связанных с соответствующими изменениями.
При назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей).
По требованию лиц федеральной инспекции труда , органов госнадзора и контроля.
После произошедших в Учреждении аварии или несчастного случая, при выявлении неоднократных нарушений работниками требований нормативных актов по охране труда.
При перерыве в работе в данной должности более одного года.
К самостоятельной работе вновь принятый сотрудник допускается после прохождения обучения и успешной проверки знаний требований охраны труда.
В случае неудовлетворительной проверки знаний работник обязан в течение месяца пройти повторное обучение и проверку знаний.
Результаты по проверке знаний требований охраны труда работников Учреждения оформляются протоколом установленной формы (Приложение 1).
Приложение
к Положению о порядке обучения
и проверке знаний по охране труда
в МБДОУ Детский сад № 000
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК»
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 000 «УМКА»
ПРОТОКОЛ
проверки знаний № ______
Дата проверки: _____________________
Причина проверки: _____________________
В соответствии с приказом руководителя учреждения от ____ _________ 20___ года № ____ комиссия по проверке знаний в составе:
провела проверку знаний требований охраны труда, правил электробезопасности и оказанию первой медицинской помощи, необходимых по должностным обязанностям со следующими работниками:
Заключение комиссии: _______________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Председатель комиссии __________________
Члены комиссии __________________
__________________
С заключением комиссии, ознакомлен __________________________
(подпись)
__________________________
(подпись)
__________________________
о порядке обучения по охране труда и
проверке знаний требований охраны труда
в ООО «ХХХ»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение является нормативным документом, который определяет организацию и порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда в ООО «ХХХ».
1.1. Положение разработано на основе действующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в той части, которая регламентирует:
Обязанности руководителей по обеспечению охраны труда на рабочих местах и промышленной безопасности производственных объектов;
Функции, задачи и содержание работ в области охраны труда и промышленной безопасности на всех уровнях управления производством;
Порядок обучения и проверки знаний работников по вопросам обеспечения охраны труда и промышленной безопасности.
1.2. Настоящее Положение о порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда разработано для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников предприятия, в том числе руководителей.
1.3. Настоящее Положение распространяется на ООО «ХХХ» .
1.4. Основу нормативно-правовой базы для обучения о проверки знаний требований охраны труда и промышленной безопасности в ООО «ХХХ» составляют:
Федеральный Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ (принят Государственной Думой 20.06.97 г.);
Федеральный Закон «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ (принят Государственной Думой 18.11.94 г.);
Государственные стандарты системы ССБТ;
ГОСТ Р 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда»;
Международный стандарт OHSAS 18001 «Система менеджмента профессионального здоровья и безопасности»;
- «Положение о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору», утвержденное приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 г. № 37;
- «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденный Постановлением Минтруда России и Минобразования России № 1/29 от 13.01.2003 г.;
Инструкции по охране труда по профессиям и видам работ ООО «ХХХ».
1.5. Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники предприятия, в том числе ее руководитель.
1.6. Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Порядок проведения инструктажа по охране труда
2.1. Для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, на предприятии проводится инструктаж по охране труда.
2.2. Все принимаемые на работу лица, а также командированные в ООО «ХХХ» работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие на предприятии производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности ООО «ХХХ» , проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда. Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, утвержденной директором предприятия.
2.3. Кроме вводного инструктажа по охране труда проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
2.4. Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель, назначенный приказом по предприятию: мастер, начальник отдела, начальник гаража, энергетик. Указанные руководители должны пройти в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
2.5. Проведение инструктажей по охране труда включает в себя ознакомление работников с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, изучение требований охраны труда, содержащихся в приказах, положениях и других локальных нормативных актах ООО «ХХХ» , инструкциях по охране труда, технической, эксплуатационной документации, а также применение безопасных методов и приемов выполнения работ.
Инструктаж по охране труда завершается устной проверкой приобретенных работником знаний и навыков безопасных приемов работы лицом, проводившим инструктаж.
2.6. Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (в установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ) с указанием подписи инструктируемого и подписи инструктирующего, а также даты проведения инструктажа.
2.7. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала самостоятельной работы:
Со всеми вновь принятыми в ООО «ХХХ» работниками, включая работников, выполняющих работу на условиях трудового договора, заключенного на срок до двух месяцев или на период выполнения сезонных работ, в свободное от основной работы время (совместители);
С работниками, переведенными в установленном порядке из другого структурного подразделения, либо работниками, которым поручается выполнение новой для них работы;
С командированными работниками сторонних организаций, обучающимися образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящими производственную практику (практические занятия), и другими лицами, участвующими в производственной деятельности ООО «ХХХ» .
2.8. Первичный инструктаж на рабочем месте проводится по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, локальных нормативных актов предприятия, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации.
2.9. Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается директором ООО «ХХХ» .
2.10. Повторный инструктаж проходят все работники, указанные в п. 2.7 настоящего Положения, не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.
2.11. Внеплановый инструктаж проводится:
При введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
При изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
При нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и т.п.);
По требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
При перерывах в работе более 30 календарных дней;
По решению руководства предприятия.
2.12. Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий.
3. Обучение работающих по охране труда
3.1 Обучение по охране труда руководителей и специалистов
3.1.1 Вновь назначенные на должность руководители и специалисты в течение первого месяца после приема на работу проходят обучение по охране труда в объеме, соответствующем должностным обязанностям, по соответствующей программе, после чего проходят проверку знаний требований охраны труда.
3.1.2 Директор ООО «ХХХ» , заместитель директора, главный инженер, инженер по охранетруда, а также руководители и специалисты, являющиеся членами комиссии по проверке знаний требований охраны труда, а также осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах, контроль и технический надзор за проведением работ проходят обучение в учебных заведениях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в области охраны труда (приложение 1).
3.1.3 Руководители и специалисты ООО «ХХХ» , не осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах, контроль и технический надзор за проведением работ, и другие специалисты предприятия (приложение 2) проходят обучение на предприятии.
3.2 Обучение работников рабочих специальностей
3.2.1 Вновь принятые на работу работники в течение первого месяца после приема на работу проходят обучение безопасным методам и приемам работы, а также обучение по охране труда по установленной программе.
3.2.2 Для проведения обучения вновь принятого работника назначается преподаватель обучения из числа руководителей и специалистов. Для проведения стажировки на рабочем месте приказом по предприятию назначается руководитель стажировки из числа опытных рабочих, а также устанавливается срок стажировки (не менее 2 смен в зависимости от профессии, квалификации и стажа работы).
3.2.3 По окончании обучения и стажировки вновь принятый рабочий проходит проверку знаний требований охраны труда в комиссии ООО «ХХХ» . В случае успешной проверки знаний рабочий допускается до самостоятельной работы.
3.2.4 В случае неудовлетворительной проверки знаний рабочему назначается повторное обучение.
3.2.5 В рамках обучения по охране труда работники рабочих профессий проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим.
3.2.6 Рабочие, выполняющие работы по нескольким профессиям, должны быть обучены, пройти проверку знаний и получить инструктаж по каждой из этих профессий.
4. проверка знаний требований охраны труда
4.1. Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости – в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.
4.2. Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года.
4.3. Рабочие проходят периодическое ежегодное обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда по установленной программе.
4.4. Внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:
При введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов;
При вводе в эксплуатацию нового оборудования и изменениях технологических процессов, требующих дополнительных знаний по охране труда работников. В этом случае осуществляется проверка знаний требований охраны труда, связанных с соответствующими изменениями;
При назначении или переводе работников на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);
По требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов государственного надзора и контроля, а также руководства ООО «ХХХ» при установлении нарушений требований охраны труда и недостаточных знаний требований безопасности и охраны труда;
После происшедших аварий и несчастных случаев, а также при выявлении неоднократных нарушений работниками требований нормативных правовых актов по охране труда;
При перерыве в работе в данной должности более одного года.
4.5. Объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяется стороной, инициирующей ее проведение.
4.6. Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в ООО «ХХХ» приказом директора создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
4.7. Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.
4.8. Результаты проверки знаний требований охраны труда работников предприятия оформляются протоколом установленной формы (приложение 3).
4.9. Работнику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение установленной формы за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью организации, проводившей обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
4.10. Работник, не прошедший проверки знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.
5. заключительные положения
5.1. При выполнении работ, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности, предусмотренных специальными правилами (обслуживание грузоподъемных кранов, электроустановок и других машин, механизмов и установок повышенной опасности) работники должны пройти специальное обучение, проверку знаний и получить удостоверения на право обслуживания и ведения соответствующих работ. Порядок и сроки периодической проверки знаний безопасности указанных работ установлен соответствующими правилами.
5.2. Контроль за своевременным проведением проверки знаний требований охраны труда работников ООО «ХХХ» , в том числе руководителей предприятия, возлагается на лицо, ответственное за обеспечение безопасных условий и охраны труда в целом по предприятию.
Положение разработал:
Инженер по охране труда Б.Б. Крайний
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников разработано в соответствии с действующими законодательными актами: Трудовой Кодекс на состояния 6.02.2006, Закон РФ “Об образовании” от 22.08.2004. Положение о порядке и условиях профессиональной подготовки специалистов, утвержденного Приказом Минобразования России от 6.09.2000 №2571, Федеральным Законом РФ от 10.04.2000 № 51- ФЗ “Об утверждении Федеральной программы развития образования”, Уставом МДОУ “Детский сад комбинированного вида №75” от 5.06.2006, приказ № 355, Коллективным договором от 15.11.2005.
1.2. Положение распространяется на перечень должностей и специальностей утвержденного работодателем по согласованию с первичной профсоюзной организацией работников (см. приложение № 1).
1.3. Руководитель образовательного учреждения проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования.
1.4. Работникам, совмещающим работу с обучением создаются необходимые условия (ученический отпуск, обучение без отрыва и с отрывом от производства и другие условия, определенные Трудовым Кодексом, Коллективным договором.
1.5. Подготовка новых работников – это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых в учреждение и ранее не имевших профессии.
1.6. Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий, высвобождаемыми работниками, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности Учреждения.
1.7. Обучение работников вторым (смежным) профессиям организуется в целях расширения профессиональных перспектив.
1.8. Обязанность работника проходить профессиональную подготовку фиксируется в трудовом договоре и входит в круг должностных обязанностей.
1.9. При отсутствии обязательного прохождения курсовой подготовки руководитель Учреждения вправе применить дисциплинарное взыскание за нежелание и ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
2. СРОКИ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОХОЖДЕНИЯ РАБОТНИКАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
2.1. Целью повышения квалификации специалистов является обновление их теоретических и практических знаний в соответствии с требованиями государственных стандартов.
2.2. Повышение квалификации проводится по мере необходимости. Периодичность устанавливается руководителем Учреждения: профессиональное обучение руководящих работников и заместителей осуществляется не реже одного раза в 3 года; для воспитателей и специалистов- не реже одного раза в 5 лет; для младших воспитателей- не реже одного раза в 3 года.
2.3. Необходимость профессионального обучения обусловлена:
- Наступлениями очередного срока прохождения работником профессионального обучения, установленного трудовым договором, локальными нормативными актами руководителя;
- Поступлением впервые на работу к данному работодателю;
- Инициативой руководителя данного работника;
- Инициативой самого работника;
- Предстоящим перемещением на другую работу или перемещением его на другое рабочее место;
- Обеспечением возможности поддерживать уровень квалификации работника, необходимый для успешного выполнения должностных обязанностей;
- Сокращением численности штата работников;
- Несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе.
3. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
3.1. Повышение квалификации включает следующие виды обучения: первый уровень - в дошкольном образовательном учреждении, второй уровень - муниципальный, третий уровень - в учреждениях дополнительного образования.
3.2. На первом уровне проводится диагностика личностных и профессиональных трудностей. Самостоятельное повышение образовательного уровня педагогических кадров и младшего обслуживающего персонала.
- Подготовка работников проводится в форме индивидуального трудового обучения. При индивидуальном обучении к каждому обучаемому прикрепляется инструктор, назначаемый из числа квалифицированных рабочих специалистов;
- Инструктор обучает приемам и методам правильного выполнения конкретных операций и видов работы, правилам эксплуатации и использования оборудования;
- Задача инструктора – помочь работнику приобрести необходимые для данной профессии или специальности навыки;
- Обучение проводится в соответствии с программой обучения на отдельном рабочем месте в реальных производственных условиях;
- Теоретическую часть курса обучающиеся осваивают самостоятельно, консультируясь с инструктором или членами администрации;
- Индивидуальное обучение применяется при подготовке младших воспитателей, машиниста по стирке белья, кухонного рабочего;
- Проверку знаний проводят члены аттестационной комиссии в форме собеседования, тестирования и др
3.3. Кратковременные курсы переподготовки и повышения квалификации могут быть организованы в Учреждении.
3.4. Организация стажировки на рабочем месте, практическая подготовка персонала.
3.5. Ознакомление сотрудников с новыми нормативно-правовыми документами, теоретическими материалами.
3.6. Стажировка на участке будущей новой работы, выполнение отдельных поручений и заданий.
3.7. Участие в исследованиях, разработка современных образовательных технологий, разработка специальных проектов, подготовка публикаций для печати На втором, муниципальном уровне организуется следующая работа:
3.8. Краткосрочное менее 72 часов тематическое обучение по вопросам конкретной темы, по актуальным проблемам современного образования.
3.9. Теоретические и проблемные семинары от 72-100 часов.
3.10. Организуются экспериментальные площадки на базе ДОУ.
3.11. Проведение мастер-классов по профессиям, разработка методических рекомендаций, участие в научно-практических конференциях, семинарах и других формах методической работы.
На третьем уровне непрерывного образования работники дошкольных учреждений повышают свою квалификацию в объеме свыше 100 часов.
На всех уровнях повышения квалификации выдаются документы, подтверждающие прохождение курсов повышения квалификации.
4. ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
4.1. Профессиональное обучение осуществляется в форме обучения без отрыва от производства на I уровне; с частичным отрывом от производства на I и II уровне; с отрывом от производства на III уровне.
4.2. Формы специальной подготовки согласованы с первичной профсоюзной организацией.
5. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ РАБОТНИКАМ
5.1. Работникам, проходящим профессиональное обучение, руководитель (работодатель) предоставляет гарантии и компенсации предусмотренные Трудовым Кодексом.
5.2. Руководитель вправе устанавливать компенсации работникам, совмещающим работу с курсами повышения квалификации в пределах фонда оплаты труда до 20 – 30% от оклада 2 разряда ЕТС.
5.3. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые. Выбранная специальность и организационно-правовая форма учебного заведения значения для предоставления гарантии и компенсаций не имеют.
5.4. Работникам, успешно обучающимся по разным формам обучения, руководитель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
6. ВОЗМЕЩЕНИЕ ЗАТРАТ, СВЯЗАННЫХ С ОБУЧЕНИЕМ РАБОТНИКА
6.1. Руководитель Учреждения имеет право заключить с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации ученический договор на переобучение без отрыва от производства.
6.2. Ученический договор является дополнительным к Трудовому договору.
6.3. Работник обязан проработать в Учреждении определенный срок в соответствии с полученной профессией (младший обслуживающий персонал – до 1 года; специалисты – до 3-х лет). При условии фиксированности этой обязанности в ученическом, Трудовом договорах.
6.4. В случае, если работник по окончании обучения без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору не приступает к работе, он по письменному требованию работодателя компенсирует денежные затраты, понесенные и выплаченные работодателем в связи с обучением из внебюджетного фонда.
6.5. Трудовой договор между работодателем и работником после обучения заключается сроком до 5-ти лет.
6.6. В случае увольнения работника, прошедшего обучение за счет средств работодателя из вне бюджетного фонда до истечении срока, работодатель вправе предъявить работнику исковое заявление о выплате затраченных сумм.
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7.1. Действие данного Положения распространяется на всех сотрудников Учреждения.
7.2. При приеме на работу работодатель знакомит с содержанием Положения вновь принимаемого сотрудника.
7.3. В Положение могут заключаться дополнительные пункты, не противоречащие действующему законодательству и иным нормативно правовым актам.
7.4. Настоящее положение вступает в силу со дня подписания руководителем при согласовании с представительным органом работников - первичной профессиональной организацией.