Занятие по изо хохлома старшая группа конспект. Конспект НОД в старшей логопедической группе с ФФН на тему: Хохлома. Дидактическая игра «Элементы росписи»

Закирова Гульнара Мизфатовна
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с хохломской росписью»

Цель : Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях .

Программное содержание :

Учить рисовать «завитки» . Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти.

Совершенствовать умение составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих занятиях цикла .

Способствовать развитию чувства цвета, ритма, композиции;

Способствовать воспитанию интереса к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Демонстрационный материал : готовые изделия хохломских мастеров , образцы элементов хохломской росписи (осочек, травинка, усики, капелька, ягодка) , лист бумаги для показа способа рисования "завитка" с нарисованной основной веткой (криулем, образец вазы с хохломской росписью .

Раздаточный материал : готовые силуэты ваз затонированные в желтый цвет, гуашь, баночка с водой, салфетка, тычки из губки, кисточка на каждого ребенка, листочки для тренировки рисования «завитков» .

Методические приемы :

1. Словесный- рассказ детям о возникновении Хохломских изделий и росписи .

2. Наглядный – рассматривание изделий расписанных хохломской росписью , раздаточный и демонстрационный материал.

3. Практический – работа детей за столами.

Словарная работа : «завиток» , криуль, растительность.

Интеграция с ОО :

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

Ход занятия:

Воспитатель : Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

Доброе утро, дети!

Доброе утро, гости!

Воспитатель : Отгадайте загадку

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома.

Что же это?.

Дети :Хохлома .

Воспитатель : Это загадка про хохломскую роспись . - Почему роспись назвали «Хохломской » , откуда она к нам пришла?

Воспитатель : Давным-давно зародилась эта роспись . Свое название она получила от названия села Хохлома , где начали украшать деревянные изделия. А затем устраивали ярмарки. На них продавалась красивая хохломская посуда , притягивая и привораживая всех своей яркостью и сочностью красок.

Воспитатель : -Сегодня мы отправимся на «Ярмарку изделий народных мастеров» .

Покружились, покружились и на ярмарке очутились.

(Звучит веселая музыка, дети встают полукругом (озвучка куклы)

Кукла : Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары !

Гости дорогие, подходите, поглядите,

Дети рассматривают на ярмарке изделия народных мастеров.

Воспитатель : - Мастера наносят рисунки точным, уверенным движением гибкой кистью, делая плавный изгиб ветки, как бы сгибающийся под тяжестью спелой ягоды, грациозные «усики» тонких травок вот-вот заколышутся на легком ветре. Хохломские мастера знают много замечательных приемов росписи – тут и крупные золотые цветы на красном фоне, и древняя «травная» роспись – тонкая-тонкая черно-красная травка весело вьется по золотому фону. Каждый цвет имеет свое значение.

Красный – огонь, любовь, преданность.

Золотой – солнце, свет, тепло.

Черный – земля, торжественность.

Зеленый – жизнь.

Воспитатель : Изделия служат прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны, полезны в быту. В комнате становится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хохломских изделий . Сейчас мы устроим в нашем детском саду ярмарку. Распишем посуду хохломским узором . Занимайте свои места в мастерской.

Воспитатель : -Но для начало нужно уточнить. На какой фон хохломские мастера наносят свой узор?.

Дети : На жёлтый, красный и чёрный фон.

Воспитатель : - Какие цвета используются при росписи ?

Дети.: Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель : -Что является главным рисунком?

Дети : -Растительность.

Воспитатель :-Какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать ?

Дети : «осочки» , «усики» , «капельки» , «ягодки» , «травинки» .

Воспитатель : - Поиграем в игру «Угадайка» . Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи , а вы назовите их правильно. Согласны?

Дети : Да.

Воспитатель : -На чем расположены все элементы?

Дети : На центральном стебле (криуль) .

Воспитатель : А теперь мы отдохнем. (физминутка)

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.

Воспитатель : - Сегодня мы познакомимся с одним из элементов – «завиток» .

Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится на весу над столом) : тремя пальцами, вертикально к бумаге.

Смотрите внимательно, как рисовать красивый элемент хохломы - "завиток".

Воспитатель : Сначала начинаем рисовать концом кисти , делаем закругление, постепенно увеличивая нажим на кисть. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем. А теперь потренируйтесь рисовать "завиток" на своих листочках (дети упражняются) .

Воспитатель : Поупражнялись, перейдем к основной работе. У вас на столе лежат вазочки. Сегодня мы их разрисуем хохломской росписью .

Вспомним, в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.

Дети : Сначало «ягоды» тычком, затем «осочки» , «усики» , «капельки» ,

«завиток» , «травка» .

Воспитатель : Устроим выставку - ярмарку ваших работ, пусть все полюбуются. Какая работа больше понравилась? Почему? (высказывания детей)

Воспитатель : - С какой росписью были разрисованы изделия для ярмарки ?

Дети : хохломской .

Воспитатель : - Почему роспись назвали хохломской ?

Дети : свое название получила от села Хохлома .

Воспитатель : Какие элементы росписи вы знаете ?

Дети :: «осочки» , «усики» , «капельки» , «ягодки» , «травинки» , «завиток» . Воспитатель : Хочется сказать такие слова :

"Как волшебница жар - птица,

Чародейка, мастерица - золотая хохлома

Воспитатель : Спасибо вам, ребята, за такую красоту!

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с хохломской росписью «Не каша кормит, а ложка» Программное содержание: 1. Развивать интерес к народному декоративно – прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.

Конспект занятия по ознакомлению с хохломской росписью «В лес по ягоды» Ход образовательной ситуации: На столе стоит хохломская посуда. Дети подходят и становятся полукругом. Воспитатель: Ребята, посмотрите какая.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Знакомство с элементом хохломской росписи «смородина» Программное содержание: - воспитывать эстетический художественный вкус детей, стремление овладевать навыками, приемами хохломской росписи;.

Доклад «Экспериментальные формы работы с детьми III г. о. по ознакомлению с хохломской росписью» Доклад на тему:«Экспериментальные формы работы с детьми III г. о., по ознакомлению хохломской росписи». Доклад подготовил: СарапуловаВ. С.

Екатерина Чуприкова
Конспект занятия «Золотая хохлома» (старшая группа)

Цель :

Ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства (хохлома).

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с народными промыслами;

Учить детей рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кустики, рябина);

Формировать представления о хохломской росписи, ее происхождении.

Технические навыки:

уметь держать правильно кисть, рисовать кончиком кисти, всей кистью.

Развивающие:

Развивать память, мышление, внимание;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать композиционные умения – правильные пропорции предмета, его расположения в пространстве.

Воспитательные:

Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.

Материал у воспитате ля:

Лист А4 поделенные на секции для каждого узора, кисть, гуашь – красная, черная, картинки предметов в хохломской росписи

Материал у дет ей:

Лист белый А4, кисть, гуашь (красная, черная, баночка с водой.

ЗАНЯТИЕ

Вводная часть

Ребята, сядьте полукругом на ковре. Сегодня я вам расскажу о золотой хохломе. Вы знаете, что такое хохлома?

Ребята, хохлома это один из видов народного промысла, именно этой росписью народные умельцы расписывали посуду, столы, стулья и многие другие предметы.

Сели красиво, сейчас я расскажу вам о том, как же появилось эта роспись.

Существует легенда. Жил в одном из нижегородских сел искусный мастер. Резчик по дереву. Делал он чашки ложки, ковши да плошки. Кашу варил, из тех плошек ее ел да не жалел каши для птиц в саду- кормил их. Как то прилетела к нему в сад сказочная птица- жар, золотое перо. Поклевала каши, а улетая задела крылом посуду и стала она золотой.

Это, конечно, сказка. Но когда смотришь на расписные хохломские изделия так и кажется, что тут сказочная птица постаралась.

Посмотрите, как расписаны ложки, дощечки и многие другие предметы окружающие человека.

Создание такой посуды, долгий, кропотливый труд.

Посуда вырезалась из дерева, после чего покрывали жидкой глиной, просушивали, после пропитывали льняным маслом и слегка подсушивали. Потом покрывали специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами. Под конец покрывали особым маслом (оливой) и высушивали в шкафах-печах. Металлический порошок и масло придавали неповторимый золотой блеск.

Ребята, посмотрите на иллюстрации, скажите, какие основные цвета используют мастера?

Правильно – золотой, красный, черный, зеленый

Именно эти цвета являются основными для росписи хохлома.

Ребята, посмотрите на узоры, на что они похожи?

Похожи на травинки, ягодки, цветы.

Ребята, здесь также можно увидеть кустики, капельки, завитки, криуль.

Ребята, сегодня мы станем молодыми мастерами хохломской росписи. Я вас научу рисовать травку, кустики и рябину, вот так они выглядят.

Хотите попробовать? Ребята, это не простое задание, но думаю вы справитесь.

Садитесь на свои места.

Чтобы правильно нарисовать элементы хохломской росписи, посмотрите внимательно, я покажу как их нарисовать.

Чтобы нарисовать кустик нужно делать вот так:

Берем кисточку, окунаем в черную краску, лишнюю снимаем о край баночки, провожу кончиком кисти линию, слегка ее изгибая, вот так, после рисую травинки этого же цвета, посмотрите, как я рисую травинки, сначала маленькие, после больше и больше. После того, как я нарисовала травинки до середины линии, я рисую травинки более крупные и с изгибом, вот так: кончиком провожу до середины травинки, после всем ворсом и вновь кончиком кисти.

Вот и получается наш кустик.

Следующий элемент это рябина, сначала вы рисуете маленький кустик, вот так, посмотрите внимательно, после рисуете ягоды рябины, они рисуются кончиком кисти, вот так.

Прежде чем начнем, сделаем пальчиковую гимнастику:

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими).

И вот этак, и вот так, не обидятся никак

(потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(хлопки ладоней).

Не сидится им опять

(встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Ребята, что мы будем украшать?

Какими узорами, как они называются?

Какие краски будете использовать?

Основная часть

Указания к началу работы.

Не забывайте, что работаем аккуратно, соблюдаем пропорции. Если вам нужна помощь поднимите руку, я подойду и помогу вам.

Внимательно посмотрите на мой рисунок, они должны быть похожи.

Стараюсь видеть всех детей, на своем листочке показываю как рисовать элемент хохломы, если у ребенка не получается.

За 5-7 минут говорю детям о том, что пора заканчивать работу, осталось 5 минут.

Кто закончил работу, кладем аккуратно на стол для выставки.

Заключительная часть

Ребята, вам понравилось трудиться?

Что мы делали?

Какими узорами расписывали дощечку?

Как вы думаете, у вас получилось?

Какой элемент для вас был наиболее сложным?

Привлекаю детей к анализу.

Какие основные цвета используются в росписи хохлома?

Ребята, вы все очень хорошо постарались, посмотрите, как аккуратно расписали дощечки. Какие аккуратные травинки и кустики. Я уверена вашим мамам и папам очень понравятся ваши работы.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие. Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Золотая хохлома»

IMG]/upload/blogs/detsad-1045644-1486881896.jpg Проектировочный компонент. Цель: развитие декоративного творчества детей. Программное.

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Золотая хохлома» Конспект ООД по рисованию в старшей группе Тема: «Золотая хохлома» Задачи: Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Золотая хохлома» Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности на тему: «Золотая Хохлома» Цель: Продолжать воспитывать.

Конспект занятия для подготовительной группы «Золотая Хохлома» Програмное содержание: Познакомить детей с хохламской росписью,её историей,дать понять для чего служит роспись. Учить детей видеть и выделять.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома. Роспись хохломских тарелок» Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании. Задачи:.

Конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома» «Золотая хохлома» Программное содержание: -Познакомить с росписью на изделиях Хохломы; -Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка,.

Мастер-класс «Организация внеурочного занятия с использованием игровой технологии «Золотая хохлома» Цель: представление педагогам-ученикам опыта работы по использованию игровых технологий в организации внеурочной деятельности учащихся,.

НОД на тему “Ярмарка. Золотая хохлома” Проводил воспитатель первой квалификационной категории Ванян Айкуш Араратовна Цели: Развивать.

Конспект ННОД «Золотая хохлома» Образовательной деятельности детей в старшей группе

Конспект НОД в старшей логопедической группе с ФФН «Чудо-мастерская Хохломы»

Данный конспект может быть полезен для воспитателей старших дошкольных групп, воспитателей коррекционных старших дошкольных групп. Этот конспект направлен на развитие познавательных, речевых, художественно-творческих способностей у детей. Можно использовать как итоговое занятие по теме «Посуда» и как итоговое занятие по закреплению знаний по декоративно-прикладному искусству по теме «Хохлома».

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
Тема недели: "Посуда"
Цель: формирование и развитие основ художественной культуры детей через народное декоративно-прикладное искусство Хохломы.
Задачи:
образовательные - закрепить знания об особенностях хохломской росписи - ее производстве, истории;
развивающие - учить детей создавать узоры на полосе из знакомых элементов хохломской росписи на силуэтах посуды; упражнять в прорисовке главных и дополнительных элементов узора; упражнять в рисовании всем ворсом, концом кисти, тампоном, спичкой, пальцем; развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов;
воспитательные - воспитывать у детей любовь к природе, своей Родине, народному творчеству.
Коррекционно-речевые задачи:
развитие связной речи, продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, активизация прилагательных, глаголов в речи;
развитие мелкой моторики рук посредством работы с кистью, пальчиковой гимнастики;
активизация слов: хохлома, элемент росписи, изделие, мастер, вытачивают, расписывают, и т.д.
Предварительная работа: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Хохломы, организация мини-музея изделий хохломской росписи, беседа о Хохломе, рассматривание альбома «Русское народное творчество», чтение стихов, прослушивание песен о Хохломе, дидактические игры: «Найди элемент хохломской росписи на изделии», «Составь красивый узор и расскажи о нем».
Демонстрационный материал: хохломская посуда, таблицы: «Последовательность изготовления хохломских изделий», «Последовательность рисования хохломских узоров», карточки с элементами хохломской росписи, мольберт.
Раздаточный материал: тонированные силуэты посуды, кисточки №2, подставки для кисточек, баночки с водой, салфетки(20 штук), тампоны (20 штук), спички (10 штук), гуашь (желтая, красная, зеленая, черная), книга «Хохломская роспись».
Техническое оборудование: записи мелодий (народные инструменты).

Ход образовательной деятельности.
1. Воспитатель. Сегодня мы с вами побываем в дивном мире Хохломы, в мире праздника, музыки, в мире сказок. Я приглашаю вас в свою художественную мастерскую.
(Звучит тихая, русская народная музыка. На столах разложена хохломская посуда. Дети любуются ею.)

Воспитатель. Посмотрите, как красиво в моей мастерской. Что украсило ее?
Дети. Мастерскую украсила посуда.
Воспитатель. А что мы можем сказать об этой посуде, какая она на вид?
Игра «Назови признаки».
Дети. Красивая, расписная, праздничная, яркая, веселая, блестящая, радостная, сказочная. (Предлагаю детям сесть за столы)
2. Воспитатель. Послушайте загадку и отгадайте ее.
Резные ложки и ковши
Ты загляни-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут не здешней красоты
Блестят они как золотые
А может солнцем залитые.
Воспитатель. Что это?
Дети. Хохломская посуда.
3. Воспитатель. А почему она называется хохломской?
Дети. Издавна в маленьких заволжских деревеньках делали и расписывали деревянную посуду. И везли ее в большое село Хохлома. А из Хохломы на ярмарки в разные города на продажу. Покупатели спрашивали: «Откуда посуда?», а мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая Хохлома». Стали посуду называть хохломской.
4. Воспитатель. Давайте вспомним, как изготавливалась хохломская посуда. А поможет вам в этом вот эта таблица.
Игра «Что делают с изделиями до их росписи?»


(АЛГОРИТМ «Последовательности изготовления хохломских изделий».)
Дети. 1. Вытачивают из дерева;
2. Покрывают жидкой глиной и сушат;
3. Шлифуют;
4. Пропитывают льняным маслом и сушат;
5. Покрывают алюминиевым порошком и сушат;
6. Расписывают узорами;
7. Покрывают лаком;

8. Сушат, «закаливают» в печи.
Воспитатель. Какие цвета используют в хохломской росписи?
Дети. В хохломской росписи используют черный (красный, зеленый, золотой - желтый) цвет.
5. Воспитатель. Давайте назовем элементы хохломской росписи и найдем их на карточках.
(Дети называют элементы хохломской росписи, берут соответствующую карточку и ставят на полочку)


Дети. - В хохломской росписи есть элемент осочка.
- В узорах хохломской росписи есть элемент травинка.
- В хохломских узорах рисуют усики.
- В хохломской росписи есть элемент завиток.
- Хохломские узоры украшают капельками.
- Хохломские узоры расписывают листочками (простыми и сложными).
- В хохломской росписи рисуют цветочки.
- В хохломской росписи рисуют ягодки.
Воспитатель. - А какой главный элемент в хохломской росписи?
Дети. - Главный элемент в хохломской росписи это центральная линия - ветка, с которой начинается весь узор.
6. Воспитатель. Вы заметили, что в хохломе все элементы называют ласково. Это потому, что люди очень любили природу, любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод. А ягоды в хохломе рисовали разные и называли их ласково. Давайте и мы с вами попробуем это сделать. Я буду вам показывать ягоды, а вы будете их ласково называть.
Игра «Назови ласково».

Дети. Ягодка, малинка, клубничка, земляничка, рябинка, смородинка, вишенка, ежевичка, и т.д.

Воспитатель. А теперь давайте немного отдохнем.
7. Физкультминутка «На полянке».
Качает травку ветерок (дети покачиваются из стороны в сторону).
Дрожат, дрожат травинки (быстро машут поднятыми над головой кистями рук).
От гибких рук до тонких ног
Прогнулись наши спинки (два раза в ритм прогибают спину)

Нас кружит ветер заводной (кружатся на месте),
Болтает влево - вправо (покачиваются влево - вправо),
Но вот он стих ночной порой
И мы сидим устало (приседают).

А утром солнышко взошло,
Все радостно проснулись (встают, потягиваясь и улыбаясь).
Ведь новый день улыбку шлет,
Мы к солнцу потянулись (поднимают руки вперед и вверх).

А теперь проходим на свои места.
8. Воспитатель. Заговорилась я с вами, а у меня работы много, посмотрите, сколько посуды не расписано. Может, вы мне поможете? Давайте будем, как настоящие художники, расписывать посуду хохломскими узорами, создавать красоту своими руками.
У вас на столах лежат силуэты посуды, а материал, который вам потребуется, подберите сами.
Правильно расположить элементы узора хохломской росписи поможет вам эта таблица.


(АЛГОРИТМ «Последовательности рисования хохломских узоров».)
Воспитатель. Что мы рисуем сначала?
Дети. Сначала мы рисуем центральную ветку.
Воспитатель. Что мы рисуем потом?
Дети. Потом мы рисуем крупные элементы: ягодки, цветочки, листики.
Воспитатель. А что потом рисуем?
Дети. Потом рисуем вокруг крупных элементов мелкие: завитки, травинки, усики, капельки и т.д.
Воспитатель. Не забывайте: кисть держать прямо, рисовать элементы концом ворса. А теперь начинайте работу.
(Рисование проходит под тихую спокойную музыку. Во время работы слежу за правильной осанкой детей, за правильным размещением центральной линии, за различным изображением завитков, за правильным подбором средств, для изображения ягод и листьев.)
Воспитатель. Заканчиваем работу. Пусть наши пальчики немного отдохнут, а работы подсохнут.
9. Пальчиковая гимнастика «Цветки».

Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.

(Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачивание кистями рук вправо, влево. Медленное сжимание пальцев в кулаки, покачивание кулачков вперед, назад.)
10. Анализ работ.
Воспитатель. А теперь ребята возьмем свои работы и выставим их на полочку.
(Дети поочередно ставят свои работы на полочки.)


Воспитатель. Я предлагаю вам выбрать из этих работ те, которые вам больше понравились и рассказать о них.(2-3 анализа работ самими детьми).
11. Итог.
Воспитатель. Молодцы ребята! Все ваши работы получились яркими, радостными, и немножко сказочными.
Воспитатель. Скажите, что вам понравилось в моей мастерской?
Предполагаемые ответы: «Мне понравилась выставка хохломской посуды»
Воспитатель. Скажите, что вам понравилось делать в моей мастерской?
«Мне понравилось играть в игру «Назови ласково»; «Мне понравилось расписывать хохломскую посуду»; «Мне понравилось выполнять упражнения «На полянке»; «Мне понравилось делать пальчиковую гимнастику «Цветки», и д.п.
Воспитатель. Сегодня вы все постарались на славу, как настоящие мастера!
Моя мастерская с вашими работами стала еще краше.
- Есть такая пословица: «Сделал дело, гуляй смело!» Вот и к нам приехали гости из самой Хохломы. Они приехали к нам с частушками, давайте их послушаем.

Частушки.
Хохлома, Хохлома,
Наше чудо дивное!
Мы рисуем Хохлому -
Красоту невиданную

Рисовали травку
Солнечною краской,
Ягоды - огоньки –
Алой краской от зари.

Краски яркие горят,
Украшаем все подряд:
И посуду и столы.
Это все из Хохломы!

Ох, Россия, ты Россия,
В каждом граде терема.
Всей земле на удивленье
Золотая Хохлома.

Гости Мы вам хотим подарить книгу «Хохломская роспись». Из нее вы еще больше узнаете об узорах золотой Хохломы.
Воспитатель. Давайте поблагодарим наших гостей за их подарки и попрощаемся с ними. А теперь и нам пора возвращаться в группу.

Организация: МБДОУ Д/С К/В № 28 «Ручеек»

Населенный пункт: Московская область, г. Химки

Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • вызвать у детей желание расписывать посуду по мотивам хохломской росписи.
  • на основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы.
  • уметь согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей, заполнять узором большую часть поверхности силуэта, выполнять узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды листья, травка).
  • совершенствовать умение рисовать концом кисти.

Развивающие задачи:

  • упражнять детей в умении выполнять узор в определенной последовательности (кайма, изогнутая веточка, листья, ягоды, завитки, «травка»), сочетая цвета, характерные для хохломской росписи (золотой, красный, черный и немного зеленого);
  • развивать точность движения руки, плавность, ритмичность;
  • уметь творчески применять ранее усвоенные элементы хохломской росписи.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству;
  • способствовать воспитанию патриотических чувств.

Планируемые результаты: дети знают основные отличительные особенности хохломской росписи, этапы изготовления хохломской посуды; дети имеют представление об элементах хохломской росписи, последовательности составления растительного орнамента; дети умеют самостоятельно создавать композицию на заготовке определенной формы, передавая колорит и элементы хохломской росписи.

Оборудование: оборудование для показа презентации; запись мелодии русской народной мелодии, песни Ю. Тарана «Звезда России (Хохлома).

Демонстрационный материал: выставка предметов с хохломской росписью; образцы элементов хохломской росписи; презентация «Сказ о Хохломе».

Раздаточный материал:

  1. Гуашь желтого, зеленого, красного и черного цветов.
  2. Кисти № 6, 3, тычки разных размеров; баночки с водой.
  3. Трафареты посуды из бумаги желтого цвета; бумага для упражнений.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с русским народными художественными промыслами.
  2. Рассматривание иллюстраций и образцов изделий хохломской росписи.
  3. Продуктивная деятельность: рисование элементов хохломской росписи.

Ход занятия:

Дети входят в группу и встают полукругом.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки. Молодцы! Теперь присаживайтесь поудобнее, давайте побеседуем.

Какое сейчас время года? (Зима). Правильно, а как называется первый месяц зимы? (Декабрь) Молодцы, а какие приметы зимы вы знаете? (…).

Гуляет русская зима,

Останови её попробуй,

Махнет рукой – бела земля.

Махнет другой - растут сугробы.

Белит деревья и дома.

Морозит, устали не зная!

Гуляет русская зима,

Морозная не злая! (Зима. В. Пашов. )

На улице снег, ветер, мороз, дремлют под снегом деревья, кусты, все звери забились в норы. А у нас тепло, уютно. В такие дни раньше собирался народ на посиделки, зиму-зимушку позабавить, да о ремеслах поговорить. Закончились работы в полях и огородах, убрали урожай. Чем заняться долгими зимними вечерами? Такими вечерами готовились люди к весенней ярмарке: ткали скатерти и полотенца; шили одежду; украшали вышивкой рубахи и сарафаны; плели лапти; лепили из глины и вырезали из дерева посуду и игрушки; расписывали их небывалой красоты узорами. Свои готовые вещи складывали до весны в сундуки. А ни заглянуть ли и нам в этот чудесный сундучок?

Посмотрите, какая красота! (Выставляет на стол посуду с хохломской росписью).

Здесь посуда знатная

Складная да ладная

Она повсюду славится,

Она и вам понравится!

Ребята, что же это за посуда? (Посуда с хохломской росписью). Родиной хохломской посуды считается торговое село Хохлома, что под Нижним Новгородом, куда свозили мастера по весне свои изделия из соседних сел и деревень на ярмарку. А столицей промысла в наши дни является город Семенов.

Ребята так почему Хохлому называют золотой? Ответы детей (воспитатель: после обжига посуда становится золотистой).

А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

Кто скажет мне, какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

Молодцы, ребята!

Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем рисовать такие узоры.

Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем

Физкультминутка.

На столе хохломской самовар,

Очень важный, из носика пар.

(руки на поясе, повороты туловища с «пружинкой» ).

А вокруг расписные чашки,

Нет посуды хохломской ярче.

(кружиться на поскоке, руки на поясе )

Рядом с ними золотые ложки,

На них «травка» - это древняя роспись.

(потянуться, руки сомкнуты над головой)

Вот с малинками поднос, Он нам все это принес.

Он нам все это принес.

(взяться за руки, образовать большой круг)

Хохлома, да хохлома

Наше чудо – дивное! (кружатся на топающем шаге )

Мы рисуем хохлому (присесть )

Красоты невиданной! (встать, руки в стороны, правую ногу вперед на пятку ).

Мы вспомнили и повторили основные цвета и элементы хохломской росписи. Теперь настало время поработать в качестве мастеров-художников.

У каждого из вас есть посуда, я предлагаю вам расписать ее своими, близкими сердцу узорами. Это будет настоящее творчество! Но для начала вспомним последовательность действий: кисть держим тремя пальцами почти вертикально; сначала рисуем кайму толстой кистью в один прием слева-направо; затем - слегка изогнутую ветвь - криуль; на ней рисуем листочки и ягодки; после – травку и завитки; и в конце – украшаем ягодки и листики. Теперь закройте глаза и представьте себе узор, который вы хотели бы нарисовать. Разомните ладони, пальцы. Приготовьте руки для работы.

Пальчиковая гимнастика.

Вот все пальчики мои, (сжимание-разжимание кулачков)

Их, как хочешь, поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими) .

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (вращение кистями рук) .

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней) .

Не сидится им опять (сжимание-разжимание пальцев в «замке») .

Постучали, повертели, (по тексту)

Рисовать мы захотели. (встряхивание кистями)

Дети рисуют. Играет негромкая музыка. Воспитатель подходит к детям, подбадривает, подсказывает, поощряет. Дети закончили рисовать.

Воспитатель: Дети, у вас получились замечательные изделия народного промысла хохломы. Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали! Я предлагаю рассмотреть ваши работы. Дети рассматривают их, выделяют наиболее удачные.

Стоит студеная зима,
Снежинки крутит буйный ветер,
А солнечная Хохлома
Напоминает нам о лете.
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку!

Понравилось ли вам наше занятие?
- Что нового вы узнали?
- С какими трудностями вы столкнулись?

Программное содержание:

Образовательная:

Продолжать знакомить детей с народным промыслом «Хохломская роспись».

Развивающая:

Учить рисовать волнистую линию плавным движением, простые листья при помощи мазка и ягоды, используя тычок, равномерно чередуя- листик, ягодка, завиток.

Развива т ь у дете й эстет ич е с к ое в о с п рия т и е , ч у вст в о ри т м а, к о мп о з и ции, ц в ет а , умение передавать колорит хохломской росписи.

Воспитательная:

Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству.

Демонстрационный материал: мольберт, столик с разнообразной посудой из хохломы, иллюстрации, предметы с хохломской росписью,

Раздаточный материал: Картонные заготовки, гуашь, кисть с тонким и толстым кончиком, баночка с водой, салфетка; тычки из поролона и дерева; полоска из бумаги для пробы рисования.

Предварительная работа:

Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях. Рассматривание изделий и альбомов декоративно-прикладного искусства. Заучивание стихотворений о русских народных промыслах, в частности о хохломе.

Методические приемы: игровой, показ, художественное слово.

Создание проблемной ситуации для мотивации детей на деятельность.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что у человека все предназначено для самого себя, (глаза – смотреть; уши – слушать). Все это нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка себе не нужна. Она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Так давайте мы с вами улыбнемся, и подарим улыбки нашим гостям, и дружно поздороваемся.

Здравствуйте гости званные,

Гостьюшки наши желанные.

Много гостей, много и новостей.

Я хочу сказать вам новость. Мы сегодня отправимся в путешествие в село Хохлома, и познакомимся с «Хохломской росписью». А в путешествие отправимся необычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер– самолет.

Сели удобно, взялись крепко за руки и закрыли глаза. И так, наше удивительное путешествие начинается (представляем как летим).

И вот мы приземляемся. Раз – два – три и мы попали в мир чудесной хохломы.

Воспитатель: Ребята, вот это и то село под названием Хохлома.

Отсюда и началось происхождение хохломского промысла. И сегодня мы с вами познакомимся с росписью, которая называется - хохломская.

В далекие времена здесь люди делали игрушки, посуду, и изделия эти расписывали узорами. А потом везли в большие деревни, города на ярмарку и кричали: «Кому посуду для окрошки, чудо чашки и ложки. К вам приехала сама, «Золотая Хохлома».

Золотая она потому что, изделия расписывали узорами и покрывали лаком, потом ставили в горячую печь. От жары лак желтел, и изделия казались золотыми.

Ребята, посмотрите какие здесь изделия (ложки, плошки, подставки, матрешки и т. д).

Ребята, а из какого материала они сделаны?

Дети: Дерева.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего эти изделия нужны?

Дети: Это сувениры, для подарков.

Ребята, давайте мы посмотрим, какого цвета в них больше?

Дети: Красного, черного, желтого, немного зеленого.

Посмотрите на изделия и назовите элементы росписи.

Дети: Ягодки, листочки, завитки, травинки.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что роспись на изделиях ягодно - травянная.

Посмотрите еще раз: Вот изделия хохломские.

Разные ложки и ковши.

Вы разглядите, не спишите.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди,

Называют Хохломой.

Ой, ребята, а что это за сундучок, такой красивый.

(Достаю, записку из коробки. Мастера, просят помощи у детей.)

Воспитатель: Поможем ребята.

Разбирайте изделия и садитесь за столы.

Воспитатель: Сели красиво.

Давайте вспомним еще раз особенности хохломской росписи.

1. Фон - (красный, черный, желтый)

2. Цветовая гамма - (красный, черный, желтый, немного зеленого)

3. Орнамент – (ягодно-травянной)

4. Виды ягод – (смородина, клубника, рябина).

Воспитатель: А сейчас я покажу и научу как рисовать волнистую линию и завитки, слитным плавным движением.

Ягоды – методом тычка.

Листья – методом примакивания.

Завитки – тонкой кисточкой.

Ребята рисуем, чередуя листья, ягоды, завитки.

А теперь подготовим руки к рисованию, и скажем волшебные слова.

Кисти, кисти помогите

Хохлому рисовать начните.

Во время работы помогаю словесно, показом.

Воспитатель: Молодцы ребята, с заданием справились, мастерам помогли, расколдовали заклятья.