Кораблестроение. Постройка первой модели – испанский галеон Сан Мартин от OcCre Галеоны разных стран отличались друг от друга

Кораблестроение

В XVI в. в Испании действовало два главных центра кораблестроения: баскское побережье на севере от Ла-Коруньи до Сантандера, и южное побережье Андалузии, включая два крупных порта: Кадис и Севилью. По различным причинам средиземноморское побережье от Барселоны до Картахены считалось неподходящим для строительства галеонов, хотя этот участок был первым поставщиком галер для королевского флота. С 1580 г. и дальше Испания также строила корабли в Португалии, основные верфи находились в устье реки Тежу под Лиссабоном. В меньшей степени Испания прибегала к услугам других государств: Италии, Сицилии и даже Фландрии. При этом Испания обычно сама вооружала купленные корабли. Около 1610 г. началось строительство галеонов на Карибских островах. Крупнейшая верфь в Новом Свете находилась в Гаване. Кубинские верфи поставляли галеоны для испанской Вест-Индии на протяжении всей первой половины XVII века. Южно-американская Картахена также располагала крупными верфями, но здесь строили в основном небольшие патрульные корабли, а также ремонтировали уже имевшиеся галеоны. Больше всего славились галеоны с севера Испании (район Бильбао), хотя гаванские галеоны также высоко ценились за качество древесины. Для строительства кораблей требовалось отличное сырье. Дубы из Бильбао считались лучшими по сравнению с дубом из центральной и северной Германии. Кроме того, страна басков была центром сталелитейной и оружейной промышленности. Здесь существовала давняя морская традиция, отсюда вели морские пути в Северную Европу, по которым доставлялись длинные сосны для мачт, деготь, пенька и холст. Если европейские галеоны строились из дуба, то для постройки гаванских галеонов использовалась красное дерево, которое считалось лучшим, чем дуб.

Галеоны обычно строили на частных верфях, работавших по контракту с испанским правительством. Известно, например, предприятие Мартина де Араны, мелкого дворянина из Бискайи, который в 1625 году предлагал испанской короне свои услуги по строительству кораблей. Кораблестроительством де Арана надеялся составить себе состояние, так как Филипп IV (1621–1665) поощрял частное кораблестроение. Эту политику начал еще отец Филиппа IV - Филипп III в первую четверть XVII века. До этого предпринималась попытка построить государственные верфи, закончившаяся провалом. Затем правительство пыталось принудить частных кораблестроителей к работе на государственных верфях, но и этот план провалился из-за низкого качества работ, задержек и роста себестоимости. Большинство верфей того времени были примитивными, работы велись под открытым небом. В этот период наличие опытных мастеров и качественных материалов имело большую важность, нежели наличие технических приспособлений.

Обводы корпуса 400-тонного галеона (с пропорциями для галеона и нао) из «Instruction nautica para navegar» Диего Гарсии де Палас и о, 1587 г.

Большинство испанских галеонов имели два главных и несколько вспомогательных якорей, которые ставили в опасных водах. Несколько обнаруженных на месте крушения якорей имеют выгнутые лапы и штоки, то есть прочность якорей была явно недостаточна. «Галеон на якоре», картина маслом пера Андриеса ван Эртвельта.

Правила определяли почти каждую деталь конструкции, начиная от угла, под которым ставили ахтерштевень, и заканчивая способом укладки в трюме запасов сушеной провизии. В целом процесс строительства галеона был вполне прямолинеен. Во-первых, отбиралась подходящая древесина. Чаще всего на строительство галеонов шли деревья, срубленные зимой. Киль (quilla) галеона укладывался на грунт (astillero), длина киля определяла все размеры корабля. Затем устанавливались форштевень (roda) и ахтерштевень (codaste). Оба штевня ставились под углом к килю, угол регламентировался правительственными указами. До конца XVI века результат во многом определялся глазомером мастера и его опытом, но в 1580 году внедрили математические принципы, после чего строительство кораблей превратилось в технологию. Важным моментом было определение ширины корабля (manga), так как ширина была другой ключевой деталью, определявшей остальные размеры корабля. Далее, к килю пристыковывались шпангоуты (cuaderna). Первым ставили главный шпангоут (cuaderna maestre), определявший форму галеона ниже планшира (cintas). Размер и форма шпангоутов колебалась в широкой степени, от U-образной в районе миделя до Y-образной в районе кормы. Форма шпангоутов определяла продольную прогибь (garbo) борта. После установки планшира основной набор корпуса был готов. Корабль с килем длиной 42 codos получал 33 пары шпангоутов.

Внутри корабля настилали несколько палуб, укладываемых на кницы. Трюм (bodega) находился между настилом над килем и нижней палубой (primera cubierta). При необходимости организовывались антресоли. Степс мачты представлял собой опорную конструкцию, удерживающую мачту. Затем укладывались палубы и внешний слой обшивки. Для крепления досок настилов использовались как деревянные нагели, так и железные гвозди. Гвозди забивались быстрее, но были менее надежны. Поэтому лучшие корпуса собирались с использованием и нагелей, и гвоздей, что обеспечивало как гибкость, так и продольную жесткость. На галеоне «Nucstra Senora de Atocha», построенном в Гаванне, подрядчик использовал только гвозди, чтобы ускорить работу и сэкономить деньги. В результате корпус галеона вышел чрезмерно жестким. Последовала судебная «яжба, которая продолжалась вплоть до 1622 года, когда галеон попал в ураган и утонул.

Небольшой испанский галеон водоизмещением около 400 испанских тонн участвует в сражении при Фуэнхироле (1622). На носу стоят снайперы. Носовые пушки также ведут огонь по противнику.

Типичный небольшой галеон начало XVII века. Видно, что фок- и грот-мачта стоят под углом. Такое расположение мачт характерно для галеонов. Картина маслом «Санта-Мария на якоре» кисти Андриеса ван Эртвельта.

Испанский галеон в районе Пернамбуко, Бразилия, 1635 г. Фрагмент картины маслом «Освобождение острова Сан-Мартин» кисти Хуана дела Корте. Корабль поднял на грот-мачте королевский флагу а на бизань-мачте держит большой красный флаг со св. Георгием, Распятием и Вознесением.

Один из испанских набросков орудийного лафета, датирован 1594 г. Это типичный двухколесный лафет того времени.

Вертлюжные пушки (берсо), обнаруженные на месте крушения испанской эскадры в 1554 г. Три галеона затонули в районе Падре-Айленд у берегов Техаса. Берсо использовались в качестве противопехотного оружия. Их ставили на планшире полубака и полуюта.

Кораблестроители получали плату за свою работу в три или четыре транша. Чаще всего выплаты производились во время подписания контракта, после завершения строительства каркаса, а также по завершению работ. Огромное количество судебных дел, лежащих в архивах, свидетельствует о том, что получить деньги за работу было непростым делом. Королевские чиновники следили за каждой фазой работ и проверяли все детали корабля на предмет соответствия их королевским указам. Разумеется, здесь было где разгуляться коррупции, поэтому король и первые чиновники время от времени лично проводили аудит, удостоверяясь в том, что принимаемые корабли полностью удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. Во время работ подрядчик за свой счет приобретал необходимые материалы и оплачивал работу мастеров, получая позднее полную компенсацию от казны. Но в целом кораблестроитель не оставался в накладе, особенно после принятия специальной программы поощрения, о которой мы уже говорили выше.

Корона получала готовый корабль и дальше самостоятельно доукомплектовывала корабль всем тем, что не определялось в контракте. В числе прочего государство оснащало корабль артиллерией, навигационными инструментами, фонарями, шлюпкой (которую обычно буксировали за кормой, или держали подвешенной на шкафуте), а также множеством друг их деталей. Наконец, галеон украшался. Обычно на плоской корме изображался святой, в честь которого был назван корабль. Корма, нос, носовая фигура и другие детали золотились, если то позволяли средства.

Бронзовая средняя кулеврина, обнаруженная на месте гибели испанского галеона «Санти-Маргарита», затонувшего в 1622 г. у островов Флорида-Кис. Четырехколесный лафет - неудачная современная поделка. Оригинальный лафет пушки был двухколесным.

Грубая кованная железная вертлюжная пушка-берсо, обнаруженная на месте гибели галеона «Nuestra Senora de Atocha». Скорее всего эта берсо была не с затонувшего галеона. После крушения уцелевшие корабли эскадры отметили место гибели галеона буем, вместо якоря для которого использовали устаревшую берсо. Берсо обнаружили в 1985 г., она была обмотана цепью. Ниже представлены боеприпасы для более крупных пушек.

Внутренние помещения корабля не окрашивались, тогда как верхнюю часть надводного борта обычно красили полосами разного цвета. Обычными цветами были черный и охра, но встречались также желтый, красный, синий и иногда белый. Флаги поднимали на всех мачтах. Обязательно поднимали королевский флаг, далее флаг флота, к которому принадлежал корабль, или флаг конкретного командующего флотом. Наконец, на корабль погружали запасы провианта. Окончательное оснащение корабля могло тянуться недели и даже месяцы. После этого корабль был полностью готов к походу и бою.

Название корабельных палуб на галеонах следовала средневековой традиции крепостей. Термины трюм (bodega) и нижняя или орудийная палуба (primera cubierta) перешли на галеоны со старых типов испанских кораблей: нао и каравелл. Позади грот-мачты начинался ют. Ют назывался to Ida, что буквально означает «палатка», поскольку на старых кораблях на корме обычно находился тент. Другим названием юта было alcazar, то есть «крепость». В верхней части юта находилась каюта, которую называли toldilla («палаточка»). Ниже от шкафута и до кормы находилось отделение корабля, именуемое camarote. Здесь оборудовались каюты для офицеров. В носовой части корабля находился полубак (castillo). Термины castillo и alcazar свидетельствуют о том, что испанцы строили морское сражение не от артиллерии, а от абордажа. Высокие надстройки ухудшали мореходность корабля, делая его трудно управляемым при сильных ветрах, гак как парусность корпуса приводила к тому, что корабль сносило под ветер. В то же время галеоны нельзя назвать неуклюжими кораблями, как это иногда пытаются представить. По сравнению с нао и карраками галеоны имели отменные ходовые качества. Галеоны были просто красивы. Их высокие юты, довольно бесполезные на практике, придавали кораблям внушительный вид, делая их настоящими плавающими крепостями.

Галеон «San Juan Bautista», 1588 г.

В походе Непобедимой Армады 1588 г. участвовали 22 галеона. Название «San Juan Bautista» несли два корабля эскадры, в том числе галеон, изображенный здесь. На галеоне держал флаг адмирал кастильской эскадры. Это был современный корабль водоизмещением 750 испанских тонн, экипажем 296 человек (в том числе солдаты) и вооружением 24 пушки (не считая берсо). Когда армада вошла в Ла- Манш, галеоны выделили из состава их эскадр и сформировали из них ударный отряд. Этот ударный отряд прикрывал остальные силы армады, поэтому участвовал во всех крупных сражениях кампании. Во время сражения у Грейвлайнза (8–9 августа) этот галеон вместе с четырьмя другими кораблями своего класса и флагманом «San Martin» вступили в бой с основными силами английского флота. Сражение длилось целый день, палуба галеона была буквально залита кровью. Но галеон не только уцелел в сражении, но и успешно вернулся домой.

Галеон «San Juan Bautista» был построен для американского флота, он имея сравнительно невысокий профиль. Кроме того, он нес сравнительно слабое пушечное вооружение, обычное для американских галеонов. Прежде чем галеон покинул в 1588 г. Лиссабон, он получил дополнительное вооружение в виде дюжины берсо разных калибров.

На врезке изображена берсо, обнаруженная на месте гибели корабля «La Trinidad Valencera», также входившего в состав Непобедимой Армады.

Предыстория

Мечта иметь на полке парусный корабль, причем непременно из дерева была давно, с раннего детства, однажды, будучи студентом увидел на полке магазина коробку с парусником, по-моему это был какой-то галеон, вероятнее всего испанский, но цена, она отпугивала бедного студента сразу.

В октябре 2007 г. ездил в Москву на Всероссийский образовательный форум. Там, на ВДНХ, увидел пусть и пародийные, но парусники. Их пародийность я осознал позже, тогда они мне казались верхом совершенства и красоты. Вернулся я в родную провинцию, обнаружил в Internet сайт магазин, торгующий деревянными моделями парусников, и сказал жене: ХОЧУ! Тем более, что нашелся подходящий повод – покупка новой стенки, на которой было место, позволяющее поставить небольшую модель парусника, это уже потом выяснилось, что кораблик туда не помещается, что для него нужно искать другое место и делать витрину.

Начались муки выбора, они продолжались около месяца. Требования к кораблю были следующие: парусник с тремя мачтами и обязательно с балконом на корме, размеры не более 65 см. Цена была по тем временам обозначена не более 4000 руб (2007 год). Так, исходя из наличия моделей в магазине, и был сделан выбор: галеон Сан Мартин испанской фирмы OcCre. Тем более, что Армада притягивала меня как магнит, еще с 6 класса, когда я впервые прочел о ней на страницах учебника по истории средневековья.

Коробка пришла быстро, слишком быстро, тогда в доме был ремонт, и я не успел собрать нужную сумму, ведь ожидал поступления заказа не раньше, чем через недели три. Когда финансовые проблемы были благополучно разрешены, я понесся на почту. Не думал, что коробка окажется такой большой и такой тяжелой, ни одна пластиковая модель не лежала в такой большой коробке и не весила столько (и это совсем, в общем, небольшая модель). Содержимое было аккуратно распаковано под скептическими взглядами жены. Я увидел в принципе то, что и ожидал увидеть, исходя из фотографий и описания набора. Жена же, увидев “деревяшечки”, сказала, что, мол, ты из этого никогда не сделаешь корабль.

Итак, содержимое набора: рейки липы сечением 5х2 мм для черновой обшивки, планки шпона красного дерева 0,6х5 мм для чистовой обшивки, круглые заготовки из красного дерева различных диаметров для рангоута (от 5 до 8 мм), планки рамина 0,6х5 мм для настила палуб, отвратительного качества с неровными краями и ужасной текстурой (это относится только к рейкам палубного настила).

Набор также содержал фанерные детали каркаса, салинги, фальшборта, при этом каркас вырезан водяной струей. В наборе были металлические эзельгофты, шлюпка, лафеты пушек и сами пушки, выполненные под бронзу, фонарь, двери, окна, кормовое украшение в виде фигурки всадника, пиллерсы, нагели, якоря и их штоки, крышки и рамки пушечных портов, помпы. Помимо этого в двух прозрачных кассетах лежало множество блоков, ракс-клоты, ракс-слизы, гребешки-заготовки для решеток. Набор содержал готовые паруса, которые мне сразу не понравились, материал напоминал мешковину, и сшиты они были чрезвычайно грубо, кроме этого грот-марсель имел трудноустранимый дефект – был помят из-за того, что его неправильно сшили, морщина приходилась точно посередине паруса и пересекала его горизонтальной линией. В комплект входили два точеных марса, снаружи, в общем, то правильной формы. Довершали все это флаги из материала, напоминающего клеенку и не имеющего с тканью ничего общего.

К набору были приложены два больших листа чертежей: общий вид корабля, рангоут и паруса, а также чертеж, показывающий внутреннюю конструкцию корпуса. Понравилась хорошая, красочная инструкция, выполненная в фотографиях (традиционно для этой фирмы), пар-лист в виде брошюры, в которой также была еще и схема проводки такелажа.

Корпус

Руки чесались, поэтому набор практически сразу поступил в постройку. Начал я, как водится, с каркаса. Склеил я его за пару вечеров, пролив швы суперклеем и контролируя угол установки шпангоутов к килевой рамке с помощью угольника. Особых проблем здесь не было. Детали каркаса идеально подходят друг к другу. Затем, как и предписывает инструкция, я приступил к палубному настилу. Вот тут были допущены первые ошибки. Во-первых, фальшпалубу изначально следовало бы разметить, проведя осевую линию (ее то я провел), и дальше отметить параллельные линии с шагом 5 мм (по ширине планок чистового настила, а вот этого я не сделал, а только провел по 2-3 параллельные линии на расстоянии примерно 2,5 см). То есть все продольные стыки сначала удобнее разметить. Неплохо также нанести и поперечные стыки и сделать более правдоподобную раскладку досок, скажем в три доски, а не как это показано на «родных» чертежах.

Во-вторых, после разметки палубу нужно было бы сразу приклеить, а уж потом делать настил, вопреки инструкции.

Аккуратно сделать настил, имитировав на нем поперечные стыки никак не удавалось, сейчас это не удивительно, так как главной причиной было использование «не того клея», я первоначально пользовался просто столярным ПВА, а он сохнет дольше и клеит не очень качественно. О чуде под названием Момент-столяр я тогда еще не знал. Палуба сдиралась несколько раз, пока я не перевел почти все рейки рамина, предназначенные для настила. Пришлось пойти на упрощение, плюнуть на поперечные стыки и делать настил сплошной рейкой, имитировав пробки гвоздиков при помощи зубочисток. Настил был выполнен из липовых рек, купленных здесь, на сайте. Результат вы видите на фото. Палуба – самое слабое звено на моем Мартине.

Клеить уже обшитую палубу – занятие, которое не приносит никакой радости, обшитая палуба отвратительно гнется и ее ничем нельзя зафиксировать, кроме пальцев. Поэтому было использовано много суперклея.

Попутно, вместе с настилом делались рустерные решетки. Тем клеем они тоже клеились не особо, приходилось много раз подклеивать.

По инструкции шпиль ставится уже после установки ахтердека. Это очень не удобно. Сделал его до этого. Здесь имело место первое улучшение набора. Вымбовки предлагалось выполнить из круглых латунных заготовок, в наборе была рейка квадратного сечения 2х2 мм, я ее закруглил надфилем и поставил вымбовки из дерева.

На ахтердеке располагается “будка” под которой находится колдершток для управления рулем, штурвала в XVI века еще не было. Эта будка также была вся обшита планками красного дерева вопреки инструкции. Вертикальные прутки на окошке этой будки были заменены на деревянные квадратного сечения.

Далее настал черед фальшбортов. Инструкция предлагает их просто окрасить с обратной стороны. Я попробовал это сделать при помощи биотекса “Орех”. Получилось неплохо, но все же я решил, что обшить их таким же деревом, как и корпус снаружи, будет лучше. Долго прикидывал. Материала вроде должно было хватить на все. Поэтому фальшборта я сперва обшил изнутри, а уж только потом приклеил. При приклейке снова был использован суперклей.

Настала очередь самого страшного и ужасного для меня – черновой обшивки. Боялся я ее по причине абсолютного отсутствия опыта изгибания дерева. Прочитав цикл статей для новичков, я с молитвами приступил к этой страшной процедуре. Гнул планки черновой обшивки, пропитывая их нашатырем из аптеки, а затем, вымачивая в кипятке, периодически в этой процедуре участвовал утюг. Результат получался очень неаккуратным с многочисленными щелями и провалами. Хорошо что после прочтения статей для новичков догадался сточить килевую рамку в районе где будет ахтерштевень, меньше потом пришлось шкурить. Крепил черновую обшивку все на тот же столярный ПВА, прибивая к силовому набору гвоздиками из набора. Гвоздики в наборе очень качественные и не гнутся, поэтому использовал не гвоздарь, а просто самый маленький молоток, который смог найти.

Проблемы возникали, когда рейки черновой обшивки трескались при заколачивании гвоздиков. Если предварительно не просверлить отверстие сверлышком, то трескались они почти всегда, сверло решало эту проблему все же не всегда. Некоторые рейки были пересушены и трескались если в них слегка входила шляпка. Тогда в ход шел суперклей, им и ПВА заливалась трещина. Гвоздь при этом вынимался и после высыхания клея заколачивался снова. Зачем? Я теперь и сам не знаю зачем, но тогда считал что так надо. Тяжелее всего было в носовой части, именно там и требовались гнутельные работы, в корме рейки гнулись сами. Ну и конечно обязательно нужно соблюдать принцип: рейку на правый борт, рейку на левый борт и т.д.

После окончания обшивки все гвоздики были вынуты, так как мешали чистовой обшивке. Теперь ни за что не буду пользоваться гвоздиками! Есть более прогрессивные методики, например, утюг!!! И быстрее и проще и гвоздики не надо вынимать.

Черновая обшивка была прошпаклевана обычной акриловой шпаклёвкой по дереву АКВА, купленной в обычном хозяйственном магазине. Затем зашкурена и корпус обрел форму, дефекты черновой обшивки были убраны.

Конструкция металлических портов такова, что с тыльной стороны они имеют квадратный выступ. Поэтому, как вы можете видеть на представленном выше фото, были прорезаны все 32 порта (еще два на транце). Для этого с чертежа, приложенного к модели на лист формата А4 был снят шаблон расположения портов, потом с его помощью порты были размечены и прорезаны на корпусе модели. Самый трудный этап для меня был закончен. Ну, так я тогда думал, по крайней мере.

Прежде чем приступать к чистовой обшивке, я снова отошел от инструкции. Киль и форштевень с княвдигедом я приклеил до чистовой обшивки. Долго думал как закрыть слои фанеры и не придумал ничего лучше как покрасить их в коричневый цвет. Для этого была использована краска фирмы Тамия. Не лучшее решение.

Затем началась чистовая обшивка. Здесь никаких особых проблем не было, тем более, что я решился, наконец, попробовать утюг. Сначала обшил транец. Все подрезал и приступил к обшивке бортов, положив сначала по паре реек с левого и правого борта, ориентируясь по мастер-рейке - рейке черновой обшивки, с которой начинались шиться борта, она толще остальных реек черновой обшивки и под нее в шпангоутах имелись пазы, так что эти рейки располагались абсолютно симметрично.

Затем чистовая обшивка пошла как по маслу. Обшивал я корабль, отойдя от инструкции. Расположение реек обшивки ниже ватерлинии совершенно не соответствует действительности. Все планки должны располагаться параллельно друг другу и перпендикулярно форштевню. Кроме того планки к носу и некоторые к корме необходимо зауживать. Подгонять их иногда хлопотно, но игра стоит свеч.

В районе ахтерштевня планки образуют зазоры треугольной формы. Их необходимо закрыть треугольными вставками (на самом деле вставки должны иметь трапецевидную форму).

При выполнении чистовой обшивки, после приклеивания каждой планки, когда клей еще не до конца высох, я проходил мелкой шкуркой по шву. Опилки, забиваясь в шов, заполняли возможные дефекты, это предохраняло от белых проплешин. Все равно перед чистовой обшивкой корпус лучше покрасить краской подходящего колера, под цвет чистовой обшивки.

В конце чистовая обшивка была зашкурена. Операция много времени не заняла, так как черновое зашкуривание выполнялось после приклеивания каждой планки.

После завершения черновой обшивки приступил к работе над носовой частью корабля. На галеонах гальюн был простой, не имел никаких регелей, фигур и прочих изысков. Проблема была лишь в подгонке его палубы. Хотя, мне кажется, по логике вещей там должна бы быть решетка. Но я не стал заморачиваться. Подогнал штатную деталь, предварительно обшив ее. Деталь встала на место без проблем. Снизу дополнил ее балками, которые по идее должны бы быть.

Затем приступил к приклейке ограждения носовой части. К счастью на этом этапе в наших хозмагах наконец появился момент-столяр. Иначе, не знаю, что бы я без него делал. Для улучшения прилегания ограждения с задней части детали я снял фаску, затем долго держал, минут 20, пока деталь не приклеилась. Гальюн был готов. Полюбовавшись результатом и, тяжко вздохнув, приступил к бархоутам и планширю

Продолжение следует......

Эксклюзивно для сайтаModelsWorld
Перепечатка и публикация на других ресурсах
возможна с разрешения администрации сайта
и обязательной ссылкой на ресурс.
Контакт

Галеон (исп. galeon, также галион, от фр. galion) - большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в 1588 году.

Галеон - наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк (нефов) и предназначался для дальних океанских путешествий. Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличался от ранних судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровня бака. Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов он достигало 2 000 тонн). Более прочные и лучше вооружённые, чем каракки, галеоны были, кроме того, дешевле их в постройке. Корпус галеона обычно строился из дуба и других твердых пород дерева, рангоут - из сосны. Парусное вооружение состояло из трех-пяти мачт, передние мачты несли прямое вооружение, задние - косое (латинское). Артиллерийское вооружение чаще всего представляло собой полукулеврины, хотя использовались орудия вплоть до полупушек. Первое упоминание о нем относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал таковой у галер. Длинный бушприт нес парус - блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. Корма украшалась резьбой и балконами.

В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе - завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъемность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась общая прочность; смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал ее прямого удара.

На вооружении галеона было до 30 орудий калибра от 3-фунтовых (6 см) до 50-фунтовых (19 см) и значительное количество (до 100) переносных мушкетонов для стрельбы через бойницы с галереи кормовой надстройки и верхних этажей носовой надстройки. Именно на галеоне впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных (пушечных) палуб: орудия стояли по бортам и стреляли через порты. Вследствие этого были значительно сокращены помещения для перевозки грузов. Водоизмещение крупнейших испанских галеонов доходило до 1 000 тонн и более, длина 50 метров (37 метров по килю), ширина 12 метров. На двух батарейных палубах располагалось 50 - 80 орудий. Со временем размеры и вооружение галеонов росли.

Имея общие конструктивные элементы, галеоны разных стран отличались друг от друга, иногда весьма существенно.

«Война на море» № 8,2005 г. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. Редактор-составитель Иванов С. В. При участии ООО «АРС». Лицензия ЛB № 35 от 29.08.97 © Иванов С. В., 2004 г. Издание не содержит пропаганды и рекламы. Отпечатано в типографии «Нота» г. Белорецк, ул. Советская. 14 Тираж: 300 экз.

Введение

Каррак середины XVI вс гравюры Петера Брейгеля Старшего (1525–1569). Эти корабли были предшественниками галеонов. Галеоны отличались от карраков улучшенным парусным вооружением и отсутствием высокого полубака.

Испанские галеоны - один из наиболее романтических типов кораблей в истории. Они ассоциируются с затонувшими сокровищами, пиратами, конквистадорами и Великой Армадой. Эти корабли стали символами эпохи испанского морского могущества на протяжении XVI–XVII вв. Голливуд сделал много для популяризации испанских галеонов. и хотя киношные галеоны производят впечатление, они не имеют ничего общего с грандиозными кораблями с испанской короной на серебряной корме. Галеоны были рабочими лошадками испанского флота, защищавшими интересы королевства в европейских водах и обеспечивающих доставку баснословных богатств из Нового Света в метрополию. Настоящая работа представляет собой попытку описать реальные корабли, а также объяснить то, как они функционировали. К счастью от того периода осталась детализированная информация, дающая нам исчерпывающее представление о том, что собой представляли галеоны.

В начале XVII в. испанское правительство опубликовало ряд подробных инструкций, определявших, что такое галеон (galeon). Благодаря этим инструкциям нам известны пропорции корабля, их оснащение, вооружение и команда. В нашем распоряжении также имеются многочисленные изображения галеонов. Все это позволяет нм в полной мере представить себе, как эти корабли строились, плавали и сражались. К сожалению, разбившиеся галеоны с сокровищами на борту представляют собой излюбленную добычу искателей кладов, поэтому на долю археологов галеонов почти не осталось. Поэтому археологических доказательств в нашем распоряжении сравнительно немного. Несколько недавних находок дали нам очень много в плане описания предметов, находившихся на борту галеонов.

Роль галеонов столь же для нас важна, как и их описание. Хотя происхождение галеонов неясно, в конечном счете галеоны стали тесно связаны с испанскими колониями в Новом Свете. Серебро из Перу и Мексики, золото, изумруды и жемчуг с северного побережья Южной Америки стали источником, подпитывающим испанские позиции на мировой арене. Галеоны доставляли все эти драгоценности через Атлантику к казначейским сундукам. Галеоны образовывали армаду, которая защищала интересы Испании в Европе. На протяжении более чем столетия эти удивительные корабли господствовали в водах двух континентов. Такова их история.

Конструкция

Развитие галеона

Происхождение галеонов довольно неясно. Известно, что сам термин «галеон» появился в начале XVI в. Принято считать, что первый испанский корабль, относящийся к тину галеонов, был построен в 1517 г. для борьбы со средиземноморскими пиратами. По-видимому, корабль мог идти под парусами и на веслах, наподобие венецианских galleoni конца XV века. Португальцы использовали небольшие корабли под названием galleons в Индийском океане в 1520-х гг., применяя их для патрулирования. 21 такой корабль числился в списке кораблей, составленном в 1525 г. Испанский документ, составленный годом спустя, упоминает королевские галеоны в составе испанского флота, но никаких объяснений этому слову не дается. В 1530-х гг. французские источники говорят о галеонах как об испанских боевых кораблях. К этому же времени относится и первое описание вида галеона. К тому времени галеоны уже не считались весельными кораблями, хотя в качестве вспомогательного движителя весла продолжали использоваться па галеонах до 1560-х гг. Галеон превратился в парусный корабль, имеющий характерный облик, позволяющий легко отличить его от применявшихся в то же время карраков.

Два корабля с гравюры середины XVI в. Видны промежуточные варианты от нао, каррака и каравеллы к галеону. Корабль слева - нао, но полубаку него ниже обычного. Справа другой нао, но конструктивно он практически неотличим от первых галеонов.

Грубый, но довольно реалистичный набросок испанского галеона конца XVI в. Обратите внимание на высокий полуют, низкий полубак и проработанную схему парусности.

Начало XVI в. стало периодом нововведений на море. Кораблестроители экспериментировали с различными схемами размещения артиллерии, иша наиболее оптимальную из них. Испытывались новые виды такелажа. На Средиземном море для судоходства использовались каравеллы - небольшие, легкие торговые суды с косыми латинскими парусами. Две такие каравеллы сопровождали более крупный каррак «Santa Maria» в знаменитой экспедиции Колумба 1492 г. Каравеллы вскоре стали основным типом кораблей эпохи открытий. На севере Европы огромные вооруженные карраки стали символом национальной мощи. В качестве примера можно привести английский «Henry Grace a Dieu» и шотландский «Great Michael». Более крупные и неповоротливые карраки (на Средиземном море и Иберийском полуострове карраки были более известны под названием пао) больше походили на коги средневековой Европы, но несли на грот-мачте косой латинский парус, а на грот-мачте прямой парус. Средиземноморские карраки и нао строились как каравеллы, то есть имели обшивку встык, тогда как североевропейские карраки имели клинкерную обшивку внакрой. До появления галеонов нао и каравеллы были основными типами кораблей, встречавшихся в испанских водах.

Испанский галеон, скорее всего «Sun Martin», в сражении при Грейвлайнсе, кампания 1588 г. Обратите внимание на боевые марсы на фок- и грот-мачтах. Фрагмент картины маслом кисти Хендрика Корнелиша Врома.

Редкая и ценная модель испанского галеона середины XVI в. ш Sanctuurio de Nuestra Senora de Consolacion (Церковь Девы Марии Утешительницы) из города Утрера в Андалусии. Модель дает нам хорошее представление о конструкции и внешнем виде корпуса. На снимке представлена копия, снятая с оригинала.

Высказывается предположение, что первые галеоны появились как развитие каравеллы. Оба типа кораблей имели общие черты, такие как низкий бак (по сравнению с нао и карраками) и сравнительно небольшие размеры (у первых галеонов). Но рисунки середины XVI в. свидетельствуют о том, что галеоны и нао также имели общие черты: прочный корпус, а также рангоут с такелажем. Наверное, лучше всего представить себе галеон как сплав всех средиземноморских традиций кораблестроения, результатом которого стало появление корабля, занявшего пустующее место в спектре имевшихся типов кораблей.

Тяжело вооруженный нао в центре гобелена, изображающего штурм испанцами Туниса в 1535 г. Гобелен был готов спустя два десятилетия после событий, полному пао представляет собой прямого предшественника галеонов. Полубак заметно ниже, чем у кораблей, строившихся еще в начале века.